Как женщины реагируют на обиды на работе и почему | Большие Идеи

・ Лидеры
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как женщины реагируют на обиды на работе
и почему

Женщины постоянно возвращаются мыслями и чувствами к негативным событиям и не могут проанализировать их и отпустить.

Автор: Кэтрин Хит

читайте также

В поисках идей: октябрьский выпуск

Как поддержать людей в кризис

Джанпьеро Петрильери

Как спастись от выгорания

Дина Муштанова

Почему четырехдневная рабочая неделя может быть выгодной бизнесу

Бен Лейкер,  Томас Руле

В понедельник утром я поднималась на лифте вместе с адвокатом, которая работает в том же здании. Адвокат возмущалась: вместе с коллегой-мужчиной они готовились представить свою замечательную идею на совещании руководства фирмы. Оба были полны энтузиазма, ведь целую неделю они тратили личное время, создавая презентацию с видеоклипами. Но стоило им начать свой доклад, как их оборвали. Управляющему директору идея не понравилась, к тому же он куда-то торопился и грубым замечанием заткнул им рот, не оставив ни времени, ни права возразить. Женщина сильно расстроилась. Она только об этой неудаче и думала все выходные, только об этом и могла говорить еще много дней спустя. Пережитое унижение не отпускало. Казалось бы, и коллега-мужчина был задет не меньше подобным презрительным обращением. Но нет – он даже глазом не моргнул. По словам моей оскорбленной спутницы, отряхнулся и пошел дальше.

Обиды, в том числе сорванные презентации, случаются в жизни каждого, но не все носятся с этими переживаниями неделями. Разумеется, один представленный мною пример не отображает тенденцию, но есть немало и других причин подозревать гендерно обусловленные различия: возможно, мужчины и женщины по-разному реагируют на неприятные рабочие ситуации. Я провела 360 собеседований и убедилась, что женщины склонны накапливать «сдерживаемое беспокойство» – этим специальным термином мы с коллегами обозначаем глубокий страх и тревожность. Иными словами, женщины постоянно возвращаются мыслями и чувствами к негативным событиям и не могут проанализировать их и отпустить.

Менеджеры, с которыми мы беседовали, отмечают, что женщины более склонны принимать неблагоприятный оборот событий «близко к сердцу». В результате проведенных в 2013 году бесед с 270 женщинами из компаний, входящих в список Fortune 500 (таких, как McDonald’s, Procter & Gamble и Walmart), а также из интервью с 65 топ-менеджерами мы с коллегами сделали вывод, что более острая реакция женщин на рабочие проблемы подтверждается и самими женщинами, и их коллегами-мужчинами. Женщины переживают, винят в неудаче себя и других и долго лелеют обиду.

Директор по персоналу одной крупной компании высказался по этому поводу так: «… на моей должности мне часто приходится видеть, как женщины борются с разочарованием и отвечают агрессией на вызов. Проблема в том, что они из-за подобного поведения лишаются авторитета». По его мнению, мужчины могут дать выход разочарованию, не подрывая при этом свой авторитет.

В записях наших бесед мы обнаружили некоторые общие моменты, которые помогают понять, почему женщины острее переживают разочарование и порой выплескивают его на окружающих.

1.Женщинам все еще приходится доказывать свою состоятельность. В верхнем эшелоне многих компаний женщины все еще вынуждены бороться за равную оплату и одинаковые условия продвижения. Среди высшего руководства мало женщин, талантливым сотрудницам никто не помогает, и потому очень многое зависит от складывающихся в офисе отношений. Многим женщинам кажется, что к ним чересчур пристально («пристрельно», как выражается Бетти Спенс, президент Национальной ассоциации женщин-руководителей) присматриваются. Из-за такой пристальности женщины начинают из кожи вон лезть, а в итоге их накрывает стресс, ведь они не могут соответствовать собственным нереалистичным ожиданиям или этой «пристрелке».

2.Для мужчины бизнес – игра, а женщина во всем ищет смысл. Многие люди обоих полов отвергают сравнение бизнеса с войной или спортом, и все же многие мужчины признаются, что для них в гораздо большей степени, чем для женщин, бизнес – это азартная игра. Порой выигрываешь, порой теряешь. Один операционный директор высказался так: «Женщины переживают по любому поводу. Мужчина знает: если проиграл битву, вполне еще сможешь выиграть войну». Иными словами, мужчина «бережет себя для новых сражений».

Возможно, это отличие связано с женской потребностью искать в работе смысл. Замечательное исследование 2010 года показало, что для работающих матерей удовлетворение от работы тесно связано с ощущением ее осмысленности. Для мужчины главный стимул – зарплата, но женщине требуется нечто большее.

3.Мужчины умеют сдерживаться. От сильного сопротивления – в виде конструктивной критики, неприятных слов или даже в ответ на неумышленное оскорбление – и женщины, и мужчины расстраиваются. Но мой опыт бизнес-тренера и проведенные вместе с коллегами интервью показывают, что женщины чаще проявляют эти чувства внешне. Они дают выход досаде, а мужчина сохраняет «хорошую мину».

Так и в этой ситуации с двумя адвокатами: вполне возможно, что и мужчина расстроился не меньше, чем моя попутчица в лифте. Я спросила его, так ли это, и он ответил усмешкой. Умрет, но не признается.