Связан ли позитивный настрой и бизнес-успех?

Шон Ачор
Психология лидерства
29.09.2015
Связан ли позитивный настрой и бизнес-успех?

«Люди, настроенные на позитивную волну, увы, – не самые умные».

Недавно я беседовал с маклером, а предстояло мне выступление в крупном нью-йоркском банке. Он, кажется, принял меня за такого же трейдера, но мне от подобного поворота в разговоре стало как-то неловко… ведь темой моей лекции была как раз научная апология счастья и позитивной психологии.

«Позитивисты ни во что не вникают, - настаивал он. – Они просто не понимают, как устроен рынок или почему та или иная компания оказалась неэффективной».

Как работает мозг
Как работает мозг

"Ловушки сознания", "Нейронные сети: как работает мозг", "Спасут ли...

КУПИТЬ
Все сборники »

Знакомые, в общем-то, мысли. В нашей культуре существует предрассудок, будто настроенные на позитив люди не слишком интеллектуальны, поверхностны, склонны к самообману. Известная поговорка гласит: «В неведенье – блаженство». Вот только общество пребывает в полном неведении насчет этого самого блаженства.

И это один из аспектов проблемы. У каждого найдется знакомый – успешный, и в тоже время настроенный на негативную волну, человек. Мне самому довольно часто попадались такие типы во время исследований в Гарварде и в компаниях из рейтинга Fortune 500. При виде таких ярких личностей нетрудно прийти к выводу, что у счастья и позитива нет ничего общего с умом или деловым успехом, а может быть, их даже можно назвать антагонистами.

Однако после десятка лет исследований приходится сделать вывод, что такие типы как – умный-негативист и успешный-негативист – на самом деле не пользуются в полной мере своими мозгами. И это можно легко доказать: стоит повысить уровень позитивных эмоций, как возрастут и когнитивные способности, а, следовательно, повыситься вероятность успеха. Реальные истории со счастливым концом подтверждают, что каждый человек обладает определенным потенциалом – в когнитивных ресурсах, в спорте, в музыке, в творческих способностях, в личной продуктивности – и максимально реализовать свой умственный потенциал нам удается тогда, когда мы настроены на позитив. Это продуктивнее, чем негативный или нейтральный настрой.

Например, допамин, гормон, выделяемый нашим организмом и вызывающий ощущение радости, имеет и позитивное побочное воздействие: он активизирует в мозгу участки, ответственные за обучение, так что мозг начинает впитывать знания, словно губка.

С вами такое уже наверняка случалось. Если экзамен вас пугал и превращался в жуткий стресс, то всю заученную перед тем информацию вы забывали напрочь уже через пару дней и не смогли бы припомнить даже для пользы дела на нынешней вашей работе или чтобы выиграть викторину.

Читайте материал по теме: Почему пирамида Маслоу не всегда работает

Но и десять лет спустя вы припомните слова любимой песни, ваш мозг цепко хранит такую вроде бы не нужную (разве что вы завсегдатай караоке-баров) информацию. Запоминаете вы ее отчасти благодаря музыкальным ритмам, отчасти же потому, что мозгу в его работе поспособствовал допамин.

В психологическом эксперименте у испытуемого с помощью определенных стимулов вызывали ту или иную эмоцию, а потом смотрели, как это сказывалось на результатах теста. Есть стимулы альтруизма – дайте человеку небольшой подарок, и он проявит щедрость. Когда четырехлетнего ребенка настраивают на радостный лад, попросив его припомнить лучшее событие в его жизни, у него мгновенно и очень существенно улучшается пространственное мышление, и он собирает кубики на 50% быстрее, чем обычно. И врач в хорошем настроении на 19% чаще ставит правильный диагноз. Продажник-оптимист в среднем на 37% успешнее. Метаанализ сотрудников разных компаний показывает, что практически любое дело идет лучше при позитивном настрое. Положительные эмоции – это важное конкурентное преимущество.

И более того: в современной экономике счастье и настрой на позитив – это главное конкурентное преимущество. Только 25% успеха основаны на разуме и технических навыках, хотя именно на них мы убиваем основную часть нашего многолетнего образования и большинство компаний отбирает кандидатов по этим критериям. А «скрытые 75%» долговременного успеха зависят от способности позитивно адаптироваться к миру – от оптимистичного настроя, умения находить поддержку и видеть в стрессе не угрозу, но вызов.

Читайте материал по теме: За что мы любим наших строгих учителей

Возможно, тот маклер имел в виду, что позитивные люди поверхностны, не замечают серьезных мировых проблем. Мы часто ошибочно думаем, будто глубок тот, кто настроен цинично и негативно. Чем мрачнее фильм, чем безнадежнее конец, тем более художественным его признают. Если художник или музыкант ухитрится вконец загубить свою жизнь, мы провозгласим его гением. Но это заблуждение. Чтобы сохранять надежду и бодрость среди бедствий требуется бОльшая глубина. Негативные эмоции изливаются из самой примитивной части нашего мозга, которая реагирует на страх и угрозы. Разглядеть негатив нетрудно, гораздо больше высокоорганизованной работы мозга требуется, чтобы сформулировать когнитивную стратегию позитивной реакции на вызов.

Психологи, например, Барбара Фредриксон, подтвердили, что при негативном настрое восприятие мира сужается до реакции «бей-беги», зато когда мы позитивно настроены, разум расширяется и строит, создает новые схемы успеха и перед нами открываются новые возможности.

А пока что вывод, с учетом данных исследований о счастье о том, какие замечательные результаты приносит в бизнесе позитивный настрой, очевиден: будьте умницами – будьте счастливы.

Читайте по теме: