Лидер-синтезатор | Большие Идеи

・ Психология
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»


Лидер-синтезатор

Автор: Гарднер Говард

Лидер-синтезатор

читайте также

Проблема Volkswagen в плохом менеджменте, а не в программах

Майкл Шрейдж

Шесть советов, которые помогут стать смелым

Манфред Кетс де Врис

«У нас люди сами руководят своим развитием»

Дэниел Макгинн,  Эми Бернштейн

Cтереотипы мышления менеджера

Исмагилова Файруза

По мнению Мюррея Гелл-Манна, лауреата Нобелевской премии по физике, в XXI веке из всех качеств личности выше всего будет цениться способность синтезировать информацию. Я все больше убеждаюсь в его правоте. На какие факты следует обратить внимание, а какие можно проигнорировать, как организовать информацию и как передать ее другим? Умение отвечать на все эти вопросы в нашем бурно развивающемся мире трудно переоценить.

Умение синтезировать информацию особенно важно для руководителей: при принятии решений (а решения эти обычно имеют далеко идущие последствия) им приходится учитывать очень сложный комплекс обстоятельств. Кроме того, поскольку руководители имеют дело с гораздо большими объемами информации, чем обычные люди, на них действует больше отвлекающих и запутывающих факторов. Информационные системы помогают, но далеко не всегда: они оказываются бесполезными, когда нужно принимать в расчет едва различимые детали или тонкие психологические факторы. Подчиненные и консультанты обычно поставляют разрозненные фрагменты информации: будучи специалистами в конкретной области, они, как правило, не в состоянии непредвзято взвешивать факты, отсеивать ненужное и создавать целостную картину. Словом, вся ответственность за синтез ложится на самого лидера.

Сегодня мы отовсюду слышим, что информацию можно найти повсеместно. Тем удивительнее, что в литературе, посвященной мышлению и принятию решений, почти ничего не говорится о том, как осуществляется синтез. Поэтому я предлагаю вам свой способ решения проблемы.

Представьте себе, что руководителя, недавно пришедшего в компанию, просят подготовить о ней доклад. Выводы, которые прозвучат в этом документе, очень важны, ведь они подкреплены авторитетом лидера. Однако, будучи человеком со стороны, руководитель для начала должен переработать огромное количество новой информации, а срок, отпущенный на это, очень мал.

Начать следует с «протосинтеза» — агрегирования первичной, имеющейся «в готовом виде» информации (это могут быть опубликованные данные, личные наблюдения, сведения, полученные в частной беседе). Далее, поскольку очень важно донести содержание до аудитории, руководителю следует тщательно продумать формат доклада (это может быть обычный рассказ, список тезисов, таблица, схема, презентация PowerPoint).

Самый важный этап синтеза — определение критериев, на основе которых будет отбираться нужная информация и отсеиваться ненужная. При формировании критериев учитываются такие факторы, как достоверность (например, руководитель решает, что будет использовать только те сведения, которые подтверждаются независимыми источниками или исходят от надежных людей), релевантность (рассматриваются сведения лишь за определенный период) и т. п. Главное — выбрав систему критериев, неукоснительно ей следовать. Важно также периодически оценивать сделанное: складывается ли информация в цельную картину? насколько осмысленны подмеченные тенденции? Если что-то идет не так, необходимо скорректировать критерии

и взглянуть на собранную информацию через призму новых стандартов.

Когда начинает вырисовываться ситуация с четко заданным направлением развития и достаточным количеством деталей, можно приступать к составлению чернового варианта доклада. На этом этапе потребуется помощь квалифицированных консультантов. Их задача — оценить, удалось ли руководителю выявить действительно существенные факторы. Кроме того, помощники могут обнаружить логические пробелы, усовершенствовать формат подачи материала, пополнить доклад фактами или аналитическими выкладками. Чем больше у руководителя таких отзывов, тем лучше, хотя чаще всего времени хватает лишь на одно обсуждение. Описанный процесс синтеза помогает лидеру осваивать предметную область и видеть по-настоящему новые и значимые вещи.

Человек, умеющий синтезировать информацию и обладающий достаточными знаниями, замечает неявные закономерности и неочевидные аномалии. Именно такие люди чаще всего совершают революционные открытия.

Одним из величайших мыслителей-синтезаторов был Чарлз Дарвин. Первые наброски эволюционной теории появились у него после путешествия на «Бигле». И все же ученому понадобилась почти четверть века, чтобы собрать и обработать всю необходимую для построения теории информацию. Он анализировал собственные записи и рисунки, вел переписку с десятками исследователей со всего света. Основные положения теории эволюции сформулировал и другой естествоиспытатель, Алфред Уоллес. Тем не менее первооткрывателем этой теории считают Дарвина, поскольку именно он совершил не имеющую аналогов работу по синтезу информации.

Чем дальше мы продвинемся в понимании процессов синтеза информации, тем больше будет лидеров, способных, подобно Дарвину, «увидеть за деревьями лес».