Харизма как навык | Большие Идеи

・ Психология
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Харизма
как навык

Станьте человеком, за которым готовы будут пойти другие.

Авторы: Антонакис Джон , Лихти Сью , Фенли Марика

Харизма как навык

читайте также

Когда вы уже многое сделали, сделайте еще

Марк Гоулстон

Подрыв ради прорыва

Марина Иванющенкова

Это была моя идея!

Ракшенко Лилия

«Одно из самых опасных явлений в компании — зоны безразличия»

Юлия Маринина

С потными ладонями Яна стоит на трибуне. Перед ней — ­сот­ни коллег, они пришли послушать о ее новом проекте. Билл созвал совещание после того, как новый продукт потерпел фиаско на рынке; его ждут подчиненные — после громкого провала у них опустились руки, да и силы на исходе. Только он может вдохнуть в них надежду, объяснив, как жить дальше. Робин готовится к беседе с талантливым, но безответственным сотрудником, которого давно пора призвать к порядку.

Нам всем доводилось бывать в подобных ситуациях. В такие моменты все зависит от харизмы — способности донести до других четкую, мудрую, вдохновляющую мысль, которая увлекла бы их и задела за живое. А как обрести эту самую харизму? Многие считают, что либо она дана, либо нет. Обаятельные люди будто бы рождаются такими — яркими златоустами-экстравертами. В конце концов, нельзя же научиться быть ­Уинстоном Черчиллем.

Со вторым утверждением мы согласны, с первым нет. Харизма — не врожденное качество; это навык, точнее — набор навыков. Их можно освоить, и они известны со времен античности. Наше исследование (мы наблюдали за руководителями в лабораторных и реальных условиях) показало, что каждый освоивший «приемы харизматичного лидер­ства» (ПХЛ), как мы это называем, может усилить свое влияние, завоевать больше доверия и стать в глазах ­остальных более похожим «на настоящего лидера». В статье мы расскажем о самих приемах и о том, как управленцам овладеть ими. Если спортсмены ­выигрывают состязания благодаря упорным тренировкам и четкому плану игры, то руководителям, которые хотят обрести харизму, надо изучать ПХЛ и последовательно применять эти приемы в жизни.

Что такое харизма?

Харизма «замешана» на моральных ценностях и чувствах человека. Ее влияние порождено магической силой, которую Аристотель называл логосом, этосом и пафосом. То есть, чтобы убедить других, вы должны использовать сильнодействующую, точно взвешенную риторику, завоевать их доверие и пробудить в них сильные чувства. Если начальник это умеет, он может сыграть на надеждах и идеалах подчиненных, начертить им захватывающую цель и подвигнуть их на большие достижения.

Несколько масштабных исследований показали, что харизма — бесценный актив в любой компании: мелкой и крупной, публичной и частной, западной и азиатской. Политики знают силу харизмы. Но в бизнесе ее явно недооценивают. Может, не знают, как добиваться своего за счет харизмы, а может, думают, что это труднее, чем управлять кнутом и пряником или четко формулировать подчиненным задачи. Уточним: руководителю нужны профессиональные знания, чтобы контролировать работу сотрудников, выстраивать стратегию и добиваться доверия подчиненных; если он умеет казнить и миловать, это ему тоже на руку. Но лучшие управленцы достигают своих целей прежде всего благодаря харизме, а уж потом всего остального.

В ходе нашего исследования мы выявили с десяток основных «приемов харизматичного лидерства». Некоторые из них — это давным-давно известные ораторские техники, в том числе девять вербальных: метафоры, сравнения и аналогии; истории и случаи из жизни; сопоставления; риторические вопросы; трехчастные перечни; выражение внутренней убежденности; обращение к чувст­вам слушателей; провозглашение высоких целей и выражение уверенности в их достижимости. И есть три невербальных приема: воодушевленный голос, мимика, жестикуляция.

Существуют и другие, которые тоже стоило бы освоить руководителям. Можно, например, создать у аудитории ощущение, что задача относится к самым неотложным; ссылаться на случаи из прошлого; прибегать к повторениям, говорить о том, что нужно идти на жертвы, шутить. Но сильнее всего на слушателей воздействуют 12 перечисленных приемов, и они уместны практически в любой ситуации. Исследования и эксперименты показали, что те, кто виртуозно владеет ими, могут сплотить людей вокруг идеи так, как никогда не получится у тех, кто с этими приемами не знаком. Скажем, на восьми из десяти последних президентских выборах в США чаще побеждали кандидаты, которые пользовались вербальными ПХЛ. А когда мы оценили «хорошие» навыки публичных выступлений (­умение ­структурировать речь, чистоту произношения, доступность смысла, правильный темп речи и отсутствие страха перед аудиторией) и сравнили воздействие на аудиторию ораторов, владеющих и не владеющих ПХЛ, то стало ясно, что выступающие первого типа гораздо чаще кажутся слушателям настоящими лидерами, компетентными и заслуживающими доверия.

Однако нельзя сказать, что в мире бизнеса эти приемы хорошо известны и изучены. Некоторые руководители если и пользуются ими, то, как правило, потому, что освоили их «методом тыка», даже не понимая, что это — ораторские приемы. Один менеджер, который посещал наши занятия, заметил: «Я много таких приемов применяю и обычно об этом даже не задумываюсь». Но эту науку нельзя оставлять на волю случая.

«Приемам харизматичного лидерст­ва» мы учим руководителей так. Объясняем концепцию, потом показываем видеоклипы и специально подобранные ТВ-программы с примерами из области бизнеса, спорта и политики. А дальше наши подопечные должны уже сами применять ПХЛ и экспериментировать — перед коллегами и сами с собой, снимая себя на видео. Менеджеры среднего звена из Европы (средний возраст 35 лет), проделавшие все это в ходе нашей учебной программы, стали почти в два раза чаще пользоваться ПХЛ во время презентаций. И показатель их компетентности как руководителей, по отзывам коллег, вырос в среднем на 60%. Эти люди стали применять освоенные приемы на работе. То же самое было и с руководителями (средний возраст 42 года) из крупной швейцарской фирмы. Оказалось, что в целом почти 65% людей, которых мы обучили ПХЛ, за свои лидерские качества получили оценки выше средних. Среди не прошедших подобную подготовку таких было 35%.

Задача в том, чтобы применять ПХЛ не только во время публичных выступлений, но и в повседневном общении, чтобы окружающие всегда ощущали вашу харизму. Наши приемы помогают устанавливать эмоциональный контакт с подчиненными, даже если вы начинаете казаться им более влиятельным, знающим и авторитетным. В переводе с греческого «харизма» означает «милость, божественный дар». И если вы освоите наши методы, все будут думать, что он у вас точно есть.

Теперь поговорим о ПХЛ подробнее.

Соединяйте, сравнивайте и сопоставляйте

Харизматичный оратор помогает слушателям воспринять его слова, определить свое отношение к сказанному и запомнить его суть. Очень многое зависит от того, умеет ли выступающий пользоваться метафорами, сравнениями и аналогиями. Мастером метафор был Мартин Лютер Кинг. Например, в своей речи «У меня есть мечта» он уподобил американскую ­конституцию «векселю», который гарантирует всем людям «неотъемлемые права на жизнь, свободу и стремление к счастью». Но, заметил он, «Америка выдала негритянскому народу фальшивый чек, который вернулся с пометкой “недостаточно средств на счете”». Что значит получить фальшивый чек, знают все. Суть метафоры абсолютно ясна и легко воспринимается.

Метафоры всегда уместны и в рабочей обстановке. Джо, менеджер, с которым мы сотрудничали, хотел подготовить подчиненных к тому, что компании предстоит срочная передислокация. Говоря о грядущем переезде на новое место, он прибег к метафоре. «Когда мне сказали об этом на совете директоров, я почувствовал себя так, словно услышал о долгожданной беременности, — сказал он. — Разница только в том, что вместо девяти нам отведено четыре месяца». И люди ­сразу поняли, что их ждет нелегкое, но многообещающее изменение.

Истории и случаи из жизни тоже помогают оратору держать контакт с аудиторией и обогащают выступление. Этот прием доступен даже лишенным врожденного дара рассказчика. Вот пример — речь Билла Гейтса в Гарварде, в которой он убеждал выпускников широко смотреть на свое предназначение и свой долг. «Моя мать… все время требовала, чтобы я делал больше для других. За несколько дней до моей свадьбы она устроила у себя прием и зачитала вслух свое письмо о браке, адресованное моей будущей жене Мелинде. Тогда мать была уже очень больна — у нее был рак. Но она не могла упустить еще одну возможность высказать свою сокровенную мысль: “Кому много дано, с того и много взыщется”». Во время кризиса, чтобы поднять подчиненным настроение, Линн рассказала им такую историю: «Несколько лет назад всей нашей группой мы совершали восхождение на гору Эйгер в швейцарских Альпах. Погода резко испортилась, и мы могли бы погибнуть. Но мы ­сплотились — и выжили. Мы совершили почти невозможное. Происходящее сейчас напоминает мне тот случай.

Теперь мы попали в экономический шторм, но если мы будем работать как единое целое, то обязательно преуспеем». Эта история успокоила людей и настроила на оптимистичный лад. Очень важный «прием харизматич­ного лидерства» — сравнения: они помогают продемонстрировать здравый смысл и страстную убежденность, они проясняют вашу позицию, ярко высвечивая ее на фоне противоположной. Вспомним афоризм Джона Кеннеди из его инаугурационной речи: «Не спрашивайте, что для вас может сделать ваша страна, — спрашивайте, что вы сами можете сделать для своей страны».

Знаем по опыту, что прием сравнений просто и освоить, и применять, тем не менее он не особенно в ходу. Вот как им пользуются менеджеры, недавно освоившие ПХЛ. Жиль, вице-президент, говорит своему подчиненному — руководителю отстающего подразделения: «По-моему, вы слишком много играете в защите, а надо бы больше — в нападении» (это еще и метафора). Сэлли представляется новому коллективу: «Я хотела возглавить медицинское подразделение не потому, что оно удобно ­расположено, а потому, что здесь мы можем не только работать на благо нашей компании, но и спасать жизни людей».

Бейте в цель

Хотя риторические вопросы могут показаться банальностью, харизматичные лидеры часто их задают, чтобы удерживать внимание аудитории. Иногда эти вопросы подразумевают очевидные ответы, но порой — задают слушателям трудную задачу. Обратимся еще раз к Мартину Лютеру Кингу. В той самой речи «У меня есть мечта» он говорил: «Поборников гражданских прав часто спрашивают: “Ну когда же вы успокоитесь?”», а продолжил тем, что если людей всячески угнетают, то они, конечно же, не могут успокоиться. Анита Роддик, основательница Body Shop, однажды с помощью трех риторических вопросов объяснила, почему одной из первых заговорила об этической и социальной ответст­венности бизнеса. «Ход моих мыслей был очень простым. Как сделать бизнес человечнее?

Как встроить его в жизнь сообщества? Как нацелить бизнес на благо общества?» В личном общении этот прием воздействует не хуже. Например, Мика, руководитель, принимавший участие в нашем исследовании, так «воспитывал» нерадивого подчиненного: «И что ты намерен делать? — спрашивал он. — Вернешься к себе в кабинет и будешь жалеть себя? Или ты все-таки сможешь показать, на что способен?» А вот еще один вопрос (в котором заключена метафора) — его задал Фрэнк, начальник ИТ-отдела, перед которым поставили невыполнимую задачу. Нужно было во что бы то ни стало отказаться от нее: «Как прикажете во время полета менять в самолете двигатель?!»

Трехчастные перечни — еще один испытанный прием. Суть его в том, чтобы из любой информации извлечь три главных вывода. Почему три? Потому что люди в большинст­ве своем способны запомнить три довода; потому что трех аргументов достаточно для подтверждения правильности сказанного и потому что именно три аргумента создают у слушателя ощущение завершенности. Трехчастный перечень может быть четко оформлен (скажем: «Чтобы исправить свои финансовые показатели, нам надо сделать три вещи) или только подразумеваться. Вот трехчастный перечень, которым воспользовался Серж, менеджер среднего звена, на совещании в своем отделе: «Наша продукция — лучшая на рынке. У нас лучший коллектив. И тем не менее мы не выполнили плана продаж».

А Карен, глава подразделения в производственной компании, обращаясь к персоналу, сказала так: «Нам нужно изменить ситуацию к лучшему. Для этого мы должны, во-первых, оглянуться назад и понять, что мы сделали правильно, во-вторых, — понять, в чем мы сплоховали, и, в-третьих, составить план, который убедит совет директоров дать нам ресурсы, чтобы в следующий раз все сделать как надо.

Честность, авторитет, убежденность

Выражение внутренней убежденности и утверждения, отражающие чувства коллектива (пусть даже и отрицательные), — приемы, которые вызывают доверие к вам, поскольку вы раскрываете перед слушателями свою человеческую суть и даете им возможность идентифицировать себя с вами, мысленно встать рядом. В речи, произнесенной 8 мая 1945 года после капитуляции Германии, Уинстон Черчилль блистательно передал чувства британцев, выразил их гордость за победу, силу их мужест­ва и сострадания. Он сказал: «Это ваш час. Это победа не партии и не класса. Это победа всей британской нации. Мы первыми на этой древней земле обнажили меч против тирании…

Мы были в одиночестве. Огни погасли, посыпались бомбы. Но ни у кого из мужчин, женщин и детей этой страны и в мыслях не было прекращать борьбу… Мы победили в смертельной схватке — страшный враг повержен и ждет нашего приговора и милосердия». Вот еще хороший пример выражения внутренней убежденности (а заодно — и применения других ПХЛ). Тина, менеджер НКО, говорит о необходимости перестроить цепочки поставок: «Кто, по-вашему, будет платить за тот логистический хаос, который мы сотворили? Он скажется не на инвесторах, а на детях, кормить которых мы обязались. Это они снова лягут спать голодными, и кто-то, возможно, не переживет эту ночь. Это не просто бесхозяйственность, это безответственность, тем более что проблема решается довольно просто». А вот Рами, ИТ-директор, освоивший «приемы харизматичного лидерст­ва», мастерски выражает чувства своей разочарованной команды: «Я знаю, что происходит у вас в душе, потому что со мной творится то же самое. Мы все пребываем в унынии, у всех словно кончился внутренний завод. Одни лишились сна; у других из-за всего этого начались конфликты на работе — и даже дома.

Что касается меня, то жизнь стала скучной и прес­ной. Я знаю, как мы все вкалывали и как это горько, что мы потерпели неудачу. Так не должно быть. У меня есть план». Еще один прием, помогающий харизматичным руководителям демон­стрировать свои убеждения — и заражать ими слушателей — состоит в том, чтобы ставить высокие цели. Ганди в знаменитой речи «Прочь из Индии!», с которой он выступил в августе 1942 года, провозгласил практически невыполнимую (и исключительно нравственную) задачу: освободить страну от британского владычества, не прибегая к насилию. А вот наш любимый пример из мира бизнеса.

В 1998 году, когда Sharp переживала кризис (на рынке телевизоров доминировали электронно-лучевые трубки и ЖК-технология считалась нерентабельной), гендиректор компании Кацухико Мачида вдохновлял персонал ­фантастическим ­прогнозом: «К 2005 году все телевизоры, которые мы продадим в Японии, будут с жидкокристаллическими экранами». Но надо еще передать людям свою уверенность в том, что цели достижимы. Ганди сказал: «Я знаю, британ­ское правительство не сможет отказать нам в свободе после того, как мы принесли столько жертв». В одной из следующих речей он выразил эту убежденность более страстно: «Даже если против меня выступят все объединенные нации, даже если от меня отречется вся Индия, я скажу: “Вы ошибаетесь. Индия без ­насилия вырвет свободу из рук, которые не хотят ее отдавать”. Я буду стоять на своем не ради Индии, а ради всего мира. Даже если глаза мои закроются раньше, чем я дождусь свободы, отказ от насилия будет продолжаться». ­Кацухико Мачида лично излагал свою концепцию инженерам Sharp, желая убедить их в том, что они способны выполнить поставленную им задачу; он провозгласил ­переход на ЖК-технологию важнейшим проектом компании, объединил для работы над ним группы специалистов из подразделений, выпускающих телевизоры и жидкокристаллические мониторы, и честно сказал им, что, если цель не будет достигнута, Sharp не выживет.

А наш знакомый инженер Рэй после того, как его коллектив постигла неудача, обратился к подчиненным с такими словами: «Сроки, которые назвал генеральный, просто нечеловеческие. У любого поджилки бы тряслись, и никого нельзя было бы упрекнуть за это. Но мы не такие, как все. Я знаю, что вы не боитесь трудностей. Я верю в каждого из вас, а значит, я верю в то, что мы сможем за три месяца довести новую модель до производства. Давайте пообещаем друг другу сделать все от нас зависящее. У нас есть мозги. У нас есть опыт. Все, что нам нужно, это воля, а она есть только у самых сильных». Руководитель вдохнет энтузиазм в подчиненных лишь в том случае, если он сам верит в то, что идею можно воплотить, а стратегическую задачу — выполнить. Исключительно важны и три невербальных сигнала: модуляция голоса, жестикуляция и мимика. Не каждый умеет от рождения правильно «посылать» эти ­сигналы. К тому же, они очень зависят от национальной культуры. То, что в Азии посчитают слишком сильной эмоцией, на юге Европы сочтут сдержанностью. Тем не менее важно освоить эти приемы, потому что они воздействуют на людей быстрее, чем вербальные ПХЛ, и помогают расставлять акценты в речи, удерживая тем самым внимание слушателей (см. врезку «Харизма в голосе, жестах и мимике»).

Применение на практике

Вот вы освоили «приемы харизматичного лидерства». Как начать их применять? Залог успеха в постоянной тренировке и практике. Если вам предстоит выступать с докладом или проводить презентацию, запланируйте применение этих приемов и заранее их отрепетируйте. Мы призываем руководителей не забывать о ПХЛ и тогда, когда они должны убедить в чем-либо коллег на совещании или в приватной беседе. Главное — взять на вооружение несколько важнейших ПХЛ, которые вам особенно даются и которые в вашем исполнении будут выглядеть естественно (или хотя бы создавать впечатление, что вы их применяете спонтанно).

Руководители, которые ходили на наши занятия, оттачивали свои навыки воздействия на людей в группах и вместе обсуждали успехи друг друга; а вы можете поручить критику своей «половине» или коллегам, с которыми дружите. Есть и еще один вариант — снимать себя на видео и довольст­воваться самокритикой. Задача не в том, чтобы по любому поводу палить из всех пушек, а в том, чтобы найти нужную «дозу» ПХЛ. Со временем у вас это будет получаться само собой. Один менеджер познакомился с будущей женой после того, как освоил некоторые ПХЛ. Он показал ей видео, отснятое «до», и она, по его словам, не поверила, что это один и тот же человек. Она вышла замуж за харизматичного парня с видео «после» — того, кто стал почти в два раза чаще применять ПХЛ.

Другой руководитель, который освоил ПХЛ шесть лет назад и стал потом у себя в компании ­директором по производству, говорит, что сейчас пользуется ими ежедневно, в личном и профессиональном общении, например, прибег к ним в беседе с подчиненными о передислокации, которое прошло в итоге «гораздо лучше, чем ожидалось».

Если вы думаете, что не можете стать обаятельнее, потому что не обладаете врожденной харизмой, вы ошибаетесь. Руководители с самыми низкими начальными ее показателями существенно сократили отставание от коллег, для которых применять «приемы харизматичного лидерства» так же естественно, как дышать. Да, никакое обучение, никакая практика не превратят вас в Черчилля или Мартина Лютера Кинга, это правда. Но приемы, о которых мы говорили, могут сделать вас в глазах подчиненных более харизматичным человеком — и более сильным ­руководителем.