Закладки


Поделиться

URL
***

Лидерство / Психология

27 октября 2008

Практическая лингвистика

Любой руководитель мечтает, чтобы его компания была эффективна и работала как часы. Но, как это ни ­парадоксально, не все до конца понимают, что это значит.

Я заметил, что в некоторых языках у слов effectiveness и efficiency нет эквивалентов. В иврите и шведском существуют понятия, по смыслу близкие efficiency, а вот у effectiveness аналога нет — его израильтяне переводят как «целенаправленность».

Не слишком корректно, ведь не все целенаправленные ­системы эффективны. В русском для effectiveness эквивалент нашелся — «эффективность», efficiency же переводят как «организованность» или «продуктивность». Это неточность: efficiency — определение для отлаженного процесса, результат тут вообще ни при чем. Почувствуйте разницу. В любом случае, если мы хотим, чтобы компания была эффективной, а процессы в ней отстроены, надо разобраться в значении этих слов.

Effectiveness. Предположим, система эффективна, если выполняет свои функции и при этом дает результат. По отдельности этих условий недостаточно: даже если двигатель работает, не факт, что автомобиль эффективен — он ­вообще может стоять на месте. Впрочем, просто результатов тоже мало: машина может ехать и задним ходом. Чтобы называться эффективной, система должна обеспечивать желаемый результат — как лампа, которая сейчас освещает мне стол. Результаты желаемы, если служат цели, ради которой получены. Но не просто какой-нибудь цели — она должна удовлетворять потребности. Кружка существует не для самой себя, а ради того, чтобы из нее пить. Хотя бывают и самоцельные системы. Раковая опухоль, скажем: растет, затрачивает энергию и служит только себе. Некоторые люди тоже пекутся лишь о себе. Встречаются и «ракообразные» организации: вместо того чтобы удовлетворять потребителей, они блюдут собственные интересы. Суммирую: эффективна та система, которая а) функционирует, б) дает результаты и с) результаты эти служат цели.

На лекциях я спрашиваю аудиторию: «Кто заплачет, если вашей компании не станет?» Если никто, то, несмотря ...

СТАТЬЯ ДОСТУПНА ТОЛЬКО ПОДПИСЧИКАМ
Пожалуйста, выберите удобный период оплаты:

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться


САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ