читайте также
На работе нужно вести себя учтиво со всеми, независимо от должности, статуса или репутации окружающих. Но по мере того, как бизнес компаний становятся все более глобальным и виртуальным, а экономические условия — все труднее, это правило то и дело нарушается — если, конечно, о правилах поведения людям не напоминают постоянно. Объясню, что я имею в виду.
Еще совсем недавно мы работали по большей части, так сказать, лицом к лицу друг с другом: разговаривали с сослуживцами в офисах, лабораториях, цехах, на совещаниях и т.д. Благодаря личным контактам мы узнавали друг друга, у нас завязывались человеческие отношения. Все это дисциплинировало, заставляло держаться вежливо и любезно, ведь никому не хотелось прослыть хамом.
Но сегодня мы все реже общаемся напрямую. Мало того, что электронная и голосовая почта многим заменила «живой» разговор. Телеконференции и видеоконференции уже начинают вытеснять традиционные совещания, предполагавшие личное присутствие каждого. Кроме того, руководители постоянно находятся в разъездах — они должны поддерживать контакты с коллегами, работающими по всему миру, и потому у них остается все меньше времени на общение с людьми из своего офиса. В результате большая часть работы сегодня выполняется обезличенно — мы не видим тех, кто ее делает, и потому нам нет особой нужды соблюдать условности общения.
Недавние исследования подтверждают мои предположения. Исследования Мичиганского университета показали, что нынешние студенты — люди более черствые, чем их предшественники. Ученые причину этого видят в том, что нынешнее поколение росло, в основном общаясь со сверстниками виртуально. Судя по еще одному опросу, у американцев друзей и близких людей стало на треть меньше, чем два десятилетия назад, вероятно, из-за того, что общение в интернете заменило прежние «живые» отношения.
И теперь многие руководители отмечают, что внимание к людям, вежливость, уважение на работе уже становятся анахронизмом, чему немало способствуют огромные нагрузки, авралы и бесконечные накладки. Примеров тому — тьма. Вот, скажем, начальник требует срочно, сию минуту, предоставить ему некую информацию, совершенно не думая о том, сколько времени уходит на ее поиски. Или руководитель не считает нужным лишний раз проверить электронную и голосовую почту, и из-за этого его подчиненные не могут в срок устранить проблему клиента. Или рабочая группа трудится всю ночь над финансовым отчетом, но никто из начальства не счел нужным поблагодарить людей и как-то оценить результат их ночных бдений. Точно так же никто не подумал о том, что менеджеру из азиатского офиса, которого обязали участвовать в регулярных телеконференциях с американской командой, когда происходят эти виртуальные посиделки, приходится не спать всю ночь.
И эти примеры — лишь верхушка айсберга. Но что еще хуже, невнимание к людям, бестактность и элементарная невежливость отрицательно сказываются на общем климате в организации, что, безусловно, не повышает заинтересованность сотрудников в успехе компании и мотивированность руководителей. Именно это мы уже видим в некоторых компаниях.
Я предлагаю два простых — но не легких! — способа восстановить в правах вежливость, внимание и уважение к людям.
Во-первых, соберите весь коллектив, в том числе тех, кто работает дистанционно, и открыто обсудите, как, по мнению каждого, нужно себя вести с коллегами. Как каждый понимает вежливость и уважение? Бывало ли, чтобы сослуживцы проявляли бестактность и недружелюбность? Если считать, что люди не делают этого намеренно, что заставляет их вести себя недопустимым образом и каковы последствия их грубости? Честный, открытый разговор может произвести переворот в мозгах, и люди более тщательно начнут контролировать свои слова и поступки.
Во-вторых, важно подталкивать подчиненных и коллег к тому, чтобы они (вежливо) реагировали на каждое проявление неуважения и неучтивости. Ведь в большинстве своем люди не хотят быть злыми и неотзывчивыми, просто сгоряча мы можем ляпнуть что-нибудь, не подумав, как наши слова заденут других. Так что, если вы найдете противоядие от невежливости, то, наверное, люди будут держаться гораздо корректнее и общий дух в вашей организации станет куда благоприятнее.
Думаю, всем нам приятно работать с людьми, которые относятся к нам с уважением и вежливостью. Сегодня, однако, нужно приложить особые усилия, чтобы обеспечить эти условия.