Вежливость на работе нужна по-прежнему | Большие Идеи

・ Психология
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Вежливость на работе
нужна по-прежнему

Сегодня мы все реже общаемся напрямую.

Автор: Рон Ашкеназ

читайте также

Дмитрий Жуков. Животное начало лидерства

Анна Натитник

Новые правила: как экосистемы Google и Alibaba меняют принципы стратегии

Джулиан Биркиншоу

Байки об экономике: как массовое сознание влияет на рынки

Федюкин Игорь

Собеседование: когда лучше всего упомянуть об отпускных планах

Джон Лис

На работе нужно вести себя учтиво со всеми, независимо от должности, статуса или репутации окружающих. Но по мере того, как бизнес компаний становятся все более глобальным и виртуальным, а экономические условия — все труднее, это правило то и дело нарушается — если, конечно, о правилах поведения людям не напоминают постоянно. Объясню, что я имею в виду.

Еще совсем недавно мы работали по большей части, так сказать, лицом к лицу друг с другом: разговаривали с сослуживцами в офисах, лабораториях, цехах, на совещаниях и т.д. Благодаря личным контактам мы узнавали друг друга, у нас завязывались человеческие отношения. Все это дисциплинировало, заставляло держаться вежливо и любезно, ведь никому не хотелось прослыть хамом.

Но сегодня мы все реже общаемся напрямую. Мало того, что электронная и голосовая почта многим заменила «живой» разговор. Телеконференции и видеоконференции уже начинают вытеснять традиционные совещания, предполагавшие личное присутствие каждого. Кроме того, руководители постоянно находятся в разъездах — они должны поддерживать контакты с коллегами, работающими по всему миру, и потому у них остается все меньше времени на общение с людьми из своего офиса. В результате большая часть работы сегодня выполняется обезличенно — мы не видим тех, кто ее делает, и потому нам нет особой нужды соблюдать условности общения.

Недавние исследования подтверждают мои предположения. Исследования Мичиганского университета показали, что нынешние студенты — люди более черствые, чем их предшественники. Ученые причину этого видят в том, что нынешнее поколение росло, в основном общаясь со сверстниками виртуально. Судя по еще одному опросу, у американцев друзей и близких людей стало на треть меньше, чем два десятилетия назад, вероятно, из-за того, что общение в интернете заменило прежние «живые» отношения.

И теперь многие руководители отмечают, что внимание к людям, вежливость, уважение на работе уже становятся анахронизмом, чему немало способствуют огромные нагрузки, авралы и бесконечные накладки. Примеров тому — тьма. Вот, скажем, начальник требует срочно, сию минуту, предоставить ему некую информацию, совершенно не думая о том, сколько времени уходит на ее поиски. Или руководитель не считает нужным лишний раз проверить электронную и голосовую почту, и из-за этого его подчиненные не могут в срок устранить проблему клиента. Или рабочая группа трудится всю ночь над финансовым отчетом, но никто из начальства не счел нужным поблагодарить людей и как-то оценить результат их ночных бдений. Точно так же никто не подумал о том, что менеджеру из азиатского офиса, которого обязали участвовать в регулярных телеконференциях с американской командой, когда происходят эти виртуальные посиделки, приходится не спать всю ночь.

И эти примеры — лишь верхушка айсберга. Но что еще хуже, невнимание к людям, бестактность и элементарная невежливость отрицательно сказываются на общем климате в организации, что, безусловно, не повышает заинтересованность сотрудников в успехе компании и мотивированность руководителей. Именно это мы уже видим в некоторых компаниях.

Я предлагаю два простых — но не легких! — способа восстановить в правах вежливость, внимание и уважение к людям.

Во-первых, соберите весь коллектив, в том числе тех, кто работает дистанционно, и открыто обсудите, как, по мнению каждого, нужно себя вести с коллегами. Как каждый понимает вежливость и уважение? Бывало ли, чтобы сослуживцы проявляли бестактность и недружелюбность? Если считать, что люди не делают этого намеренно, что заставляет их вести себя недопустимым образом и каковы последствия их грубости? Честный, открытый разговор может произвести переворот в мозгах, и люди более тщательно начнут контролировать свои слова и поступки.

Во-вторых, важно подталкивать подчиненных и коллег к тому, чтобы они (вежливо) реагировали на каждое проявление неуважения и неучтивости. Ведь в большинстве своем люди не хотят быть злыми и неотзывчивыми, просто сгоряча мы можем ляпнуть что-нибудь, не подумав, как наши слова заденут других. Так что, если вы найдете противоядие от невежливости, то, наверное, люди будут держаться гораздо корректнее и общий дух в вашей организации станет куда благоприятнее.

Думаю, всем нам приятно работать с людьми, которые относятся к нам с уважением и вежливостью. Сегодня, однако, нужно приложить особые усилия, чтобы обеспечить эти условия.