Закладки


Поделиться

URL
***

Лидерство / Психология

Семь советов Стива Джобса бизнесменам XXI века

07 октября 2014

Семь советов Стива Джобса бизнесменам XXI века

Не тратя лишних слов, славу воспою Стиву Джобсу, лучшему из гендиректоров. Стоит присмотреться к общемировой экономике, и сразу бросается в глаза отличие Apple от окружающих компанию конкурентов. Это единственная корпорация, всегда стремящаяся к революционным вершинам. Наименьший общий знаменатель – не для нее. Как удалось Стиву – после того, как он провел десятилетие в изгнании, отлученный от своего творения, следя за тем, как дивный остров становится скучным и серым, как его колонизируют и напрочь стирают его культурную память – вдохнуть в компанию дух величия?

5 октября 2011 года его не стало. Я просмотрел замечательную подборку афоризмов от Джобса и выудил семь уроков для тех индивидуумов и корпораций, кто жаждет успеха в роли бизнесмена в ХХI веке.

Смысл. «Будете до конца жизни продавать газировку или хотите изменить мир?» - знаменитый вопрос, заданный Стивом Джону Скалли. Иными словами: потратите жизнь на работу, которая вас не вдохновляет, на дело, которое того не стоит и ничего вашей душе не говорит?

Дизайн. «Дизайн – особое слово. Многие думают что, дизайн – это внешний вид. Копайте глубже, дизайн – это то, как вещь устроена и как она работает». В какой бы сфере вы ни трудились, присмотритесь, что Apple сотворила с дизайном, как глубоко она им овладела. По сути дела, компания преобразила всю отрасль. Вы же не скажете, что Gap преобразила легкую промышленность? Что McDonald's изменил наши представления о питании? Нет, и еще раз нет!

Величие во всем. «К красивому комоду мастер не прибьет сзади фанеру, пусть даже эта сторона обращена к стене и ее никто не видит». Мы тонем в океане скучных, ничтожных и предсказуемых пустяков. Если хотите возвыситься над океаном посредственности, не ограничивайтесь тем, чтобы поставить в месяц очередные 99 галочек-инноваций. Стремитесь к подлинному, а не мнимому величию.

Вкус. «Единственная проблема Microsoft – отсутствие вкуса. У них нет абсолютно никакого вкуса». Для великих свершений требуются не только легионы бухгалтеров и армии усердных тружеников – требуется просвещенное, культурное суждение, иными словами – вкус. Не хочу никого обидеть (раззадорить – хочу), но противоположность вкусу – пошлость, а мы как раз добрались до кульминации пошлости в истории человечества. В современном мире обслуживающий вас продавец не в состоянии произнести ваше имя (а вы – его), в огромных универмагах забывают привести в порядок битком набитые полки, товар становится с каждым днем дешевле, а смотрится так, словно его создавали в упоительных мечтах продюсер реалити-шоу, Франкенштейн и автор комиксов. В таком комиксе малая толика вкуса – это супероружие.

Стройте храм. «Ваша работа занимает значительную часть жизни. Удовлетворение получит лишь тот, кто по-настоящему верит в свою работу. А чтобы верить, чтобы сделать что-то стоящее, надо любить свое дело». И если вам хватило отваги приняться за дело своей жизни, так соорудите храм, а не конуру. Если шедевр сунуть на полку в супермаркете, выйдет примерно то, о чем рассуждал легендарный Ферран Адриа, гений среди поваров, когда ему предложили применить неслыханную, революционную технологию молекулярной гастрономии в KFC: для рекламы оно хорошо, но ведь в фастфуде посетитель заглотнет еду и забудет. Он не станет смаковать, он не оценит вкус. Оттенки, сложности, тонко проработанные детали, вдохновение, творчество – все, что составляет шедевр, нуждается в храме, в таком месте, где это произведение люди смогут открыть для себя, исследовать, оценить. Такое место, в котором люди готовы удивляться и восхищаться. В экономике эти два условия должны дополнять друг друга: если хотите знать, почему же не работает такой храм, как Sony Style, то и тут ответ прост: храм пуст, вместо шедевра в него поместили дешевку. Зато Apple Store – одна из самых успешных розничных цепочек в современном бизнесе, и успех она обеспечила себе не только прекрасными товарами, не только прорывным дизайном, но и предоставив покупателям красиво оформленное место, где покупатели наслаждаются и новыми технологиями, и дизайном. Поняли?

Не стройте казино. «Снижение расходов не спасет Apple. Только инновации вытащат компанию из болота». Этот принцип как раз понять нетрудно – осуществить сложнее. Вдумайтесь: сколько у Apple долгов? Ноль. Не в смысле, «какая-то пара миллионов», а в смысле «ни единого цента». В эпоху, когда все труднее устоять перед блестящими соблазнами капиталистического казино, Apple осуществила на практике то, во имя чего многие организации бьются и никак не могут добиться: выстроила корпорацию с настолько надежным финансовым управлением – из пушек не пробьешь брешь в обороне. Стива не привлекали манящие огни и рев игрального автомата, выплевывающего джекпот – он строил навеки.

Без компромиссов – только лучшее. «Мы создавали Mac не для других, а для себя. Точка». Расхожее мнение – Стив-де никогда не прислушивался к клиентам. Он и сам этим бахвалился. А вот скажите, вы знаете другого гендиректора, который настолько не прислушивался бы к клиентам, что находил время отвечать на письма мальчишки-фаната (а то и тролля)? Стив был одержим вниманием к деталям: и да, он не «прислушивался», он хотел угадать самые невероятные ожидания, а потом еще и совершить прыжок веры – далеко за пределы всего, на что клиенты смели надеяться. Вот что он делал, а не искал наименьший общий знаменатель нынешних тенденций и не потакал изменчивым вкусам. Прыгал через голову клиентов – создавал не новый продукт, а целиком новые рынки. С этой логикой наперевес Apple порождала или обновляла рынок за рынком.

Можно найти в мире немало других полезных советов. Я даже не стану утверждать, будто эти – лучшие. Просто мне они нравятся. И, пожалуй, можно сделать вывод: Стив принял вызов и доказал, что искусство предпринимателя не сводится к тупому и тухлому прозябанию в стабильности. Он построил самую передовую – угрожающе передовую – компанию современности. А вам слабо?

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться


САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ