Закладки


Поделиться

URL
***

Менеджмент / Корпоративный опыт

18 ноября 2011

Средство от несносных боссов

Недавно на экраны вышла комедия «Несносные боссы», в которой троица невыносимых начальников измывается над подчиненными. Первый босс — злодей и тиран: добившись выполнения своих абсурдных требований, он цинично лишает одного из героев повышения. Второй — разнузданный наркоман, унаследовавший семейный бизнес. Третий — сексуально озабоченная стоматолог, которая домогается своего ассистента. Героям фильма некуда деться от своих начальников. Им слишком нужна работа. Поэтому, вместо того чтобы уволиться, они придумывают нелепые планы убийства начальников.

В реальной жизни ненавистный начальник — трагедия, а не комедия. В недовольстве работой нет ничего смешного. По данным некоторых исследований, половине сотрудников американских компаний не интересна их работа — отчасти из-за неграмотного руководства.

Хуже всего на людей действует не хамство, а пренебрежение к их личному времени. Начальники- самодуры хотят все контролировать. Они убеждены, что подчиненные должны быть «под рукой» круглосуточно, семь дней в неделю, и со­блюдать самые немыслимые сроки, не имея ресурсов и выкручиваясь на свой страх и риск. Но стоит такому начальнику добиться своего, как он надолго забывает о проекте. Подчиненные делают очевидный вывод: срок был поставлен произвольно и убиваться ради него не стоило.

Таких руководителей можно будет обуздать, если система оценки работы будет основана на объективных показателях. Нужно проверять осмысленность заданий, проводить тренинги по развитию навыков уважительного поведения, противостоять сексуальным домогательст­вам, допускать гибкий график работы. Однако формальными правилами проблему не решить. Сотрудник, жалующийся по официальным каналам, зачастую лишь усугубляет свое положение.

Лучшая защита от капризов начальника — альтернативная система взаимоотношений и сотрудничества. В организациях, где приветствуется тесное общение коллег, авторитарным руководителям не дают развернуться и их прегрешения гораздо чаще выходят наружу.

Притесняемые начальником сотрудники могут переломить ситуацию, если объединятся, начнут вместе решать производственные задачи и по-человечески поддерживать друг друга. Ведущий специалист в области позитивной психологии Джейн Даттон из Мичиганского университета доказала: если сослуживцы проявляют, хотя бы минимально, симпатию и интерес друг к другу, атмосфера на работе заметно улучшается, а производительность труда растет.

Еще один способ нейтрализовать начальника-тирана — заниматься своим делом и помогать коллегам добиваться успеха. Некоего менеджера — назовем его Пьером — назначили директором по производству в самое слабое подразделение компании, которое работало в другой стране, и отправили наводить там порядок. Глава подразделения встретил Пьера в штыки. Он выделил ему комнату в подвале, не дал помощников и всячески демонстрировал неприязнь. Пьер пожаловался вышестоящему начальст­ву — но ему посоветовали налаживать отношения самостоятельно. Собрав волю в кулак, Пьер перебрался в крошечный кабинет по соседству с шефом и нанял себе ассистента, который раньше не работал в компании и поэтому не входил в окружение гендиректора.

Затем Пьер начал налаживать отношения с коллективом. Он «вычислил» лучших сотрудников, меньше всего подверженных влиянию директора. Он встречался с ними, рассказывал, как обстоят дела в подразделении и как подстегнуть рост. Пьер готовил почву для перемен. Вскоре они и правда начались. Гендиректор не мог контролировать Пьера — как не мог он и остановить происходившее вокруг. Постепенно он утратил власть, а некоторое время спустя его уволили за коррупцию.

Герои картины стояли друг за друга горой, и их начальники пали жертвой собственного коварства. Реальность редко балует нас кинематографическими сюжетами. Но формула, данная в фильме, применима и в жизни: лучшее спасение от начальника-монстра — хорошие отношения с коллегами.


Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться


САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ