Как часто надо менять совет директоров? | Большие Идеи

・ Корпоративный опыт
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как часто надо менять
совет директоров?

Почему надо менять членов советов директоров

Авторы: Андерсон Джордж , Чан Дэвид

Как часто надо менять совет директоров?

читайте также

Не тратьте зря время между встречами

Джордан Коэн

Небольшие корректировки могут изменить поведение

Франческа Джино

Возврату (не) подлежит

Антон Овчинников,  Гёкче Эсендуран ,  Паоло Летиция

Новый подход к расчету компенсаций топ-менеджеров

Борис Гройсберг,  Майкл Марино,  Метин Аксой,  Сара Эбботт

Руководство корпораций нередко критикуют за то, что состав совета директоров меняется лишь тогда, когда кто-нибудь из членов подает в отставку. Все чаще звучат требования ввести ежегодные перевыборы советов и сделать назначения более прозрачными. Однако выиграют ли на деле акционеры, если состав совета будет чаще обновляться? И если да, то каково в идеале должно быть соотношение новичков и старожилов?

Мы сопоставили долю ротации в советах директоров и размеры дивидендов, полученных акционерами компаний из списка S&P 500 с 2003 по 2013 год по данным агентства Equilar. Уровень текучести каждого из советов подсчитали за 3-летний период и по этому показателю разделили компании на 4 группы. Затем мы отследили доходность каждой из компаний (соотношение совокупного дохода акционеров данной компании к среднему по отрасли за трехлетний период).

И вот какие закономерности обнаружились.

• Лучшие финансовые показатели продемонстрировали компании, где за трехлетний период сменились 3 или 4 директора. По-видимому, такие темпы обновления оптимальны.

• Две трети, то есть большинство компаний, в этот идеальный интервал не попали.

• Худшие показатели — у тех, кто в течение 3 лет либо вообще не менял состав директоров, либо смена происходила слишком часто (5 и более раз за 3 года).

Правильно подобрать состав директоров — задача чрезвычайно сложная и деликатная. И мы отнюдь не пытаемся навязать какое-то правило и не утверждаем, что простая смена директоров автоматически повысит доходность компании. Скорее наши результаты говорят о том, что небольшая ротация — признак того, что руководство компании на верном пути и способно в перспективе обеспечить рост доходов акционеров. И в этом есть логика. Новые директора заставляют по-новому посмотреть на вещи, приносят с собой новые знания, и велика вероятность того, что именно они, в отличие от старожилов, бросят вызов старым порядкам и зададут вопросы, которые никто не решался поднять.

Эти закономерности помогут принимать более обоснованные решения. К примеру, руководители компании должны знать, насколько темп обновления совета близок к оптимальному, открыто обсуждать эти вопросы и быть готовыми объяснить инвесторам, почему состав совета изменился или не изменился. Данные пригодятся и когда решается вопрос о том, продлить или не продлить полномочия директоров, достигших предельного возраста, или об изменении численности совета.

Это еще один шаг на пути превращения этого органа в более рабочий, независимый и эффективный инструмент корпоративного управления.

Ученые Томас Шлессер из Университета Кельна и Дэвид Данинг из Корнелла просили добровольцев ответить на вопросы интернет-теста на логическое мышление. И вот что оказалось: респонденты, не ответившие правильно ни на один из 10 вопросов, в среднем полагали, что ответили на семь. По мнению исследователей, люди, не способные справиться с заданием, не способны и объективно оценить проделанную ими самими или кем-то еще работу. Однако надежда все же есть: если их обучить навыкам логического мышления, они смогут осознавать собственные ошибки и объективно оценивать свою работу.