Закладки


Поделиться

URL
***

Менеджмент / Корпоративный опыт

18 января 2010

Почему сотрудники боятся говорить

Представьте себе, что вы ненароком услышали, как один сотрудник признается другому: «Если бы я рассказал директору то, что услышал от клиентов, моей карьере пришел бы конец». Нам самим не раз доводилось выслушивать такие признания в ходе исследования, которое мы проводили в одной из ведущих хайтековских фирм. Изучая, как происходит общение в коллективе, мы выяснили, что самоцензура распространена как среди рядовых сотрудников, так и среди высшего менеджмента.

Что же заставляет людей придерживать свои мысли или, наоборот, делиться ими с начальством? Чтобы ответить на этот вопрос, мы опросили около 200 человек, занимающих разные должности во всех подразделениях этой компании. Официальные механизмы коммуникации, призванные подталкивать сотрудников к обсуждению наболевших проблем, в фирме были хорошо отлажены: там действовала система рассмотрения жалоб и даже работал специальный уполномоченный по правам. И тем не менее половина наших респондентов считала, что лучше «не выступать». Они боялись указывать на проблемы и недостатки, но еще больше они боялись предлагать какие-то улучшения в работе.

Отчего же так происходило? В двух словах: сотрудники опасались осложнений. Они чувствовали, что стоит вылезти со своим мнением, как на них начнут указывать пальцем. Инстинкт самосохранения срабатывал, даже когда им в голову приходили ценные мысли, обсуждение которых могло бы пойти на пользу организации. Участники опроса объясняли нам, почему они предпочитают молчать, когда их не спрашивают. Они подробно описывали, чем грозят несанкционированные выступления — а вот польза от откровенности казалась им сомнительной и неопределенной. Чаще всего они предпочитали не высовываться, по всей видимости, хорошо усвоив известную пословицу «язык мой — враг мой».

Иногда (правда, относительно редко) сотрудники утверждали, что молчать их заставляет негативный опыт: в прошлом начальство враждебно реагировало на подобные предложения. Гораздо чаще на людей влияла общая атмосфера в коллективе....

СТАТЬЯ ДОСТУПНА ТОЛЬКО ПОДПИСЧИКАМ
Пожалуйста, выберите удобный период оплаты:

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться


САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ