Закладки


Поделиться

URL

Менеджмент / Корпоративный опыт

Женская доля: в каких странах и отраслях женщинам тяжело достигнуть карьерных высот

28 апреля 2017

Женская доля: в каких странах и отраслях женщинам тяжело достигнуть карьерных высот

Не секрет, что продвижение женщин в высшие эшелоны корпоративной власти происходит медленно. Раньше казалось, что проблема лишь в неравном количестве представителей полов «на входе» и что чем больше женщин получит университетское образование и устроится на высокооплачиваемую работу — тем быстрее они займут высокие посты. Однако этого не произошло.

С 2004 года Grant Thornton, компания, специализирующаяся на налогах, аудите и консалтинге, проводит исследование по всему миру (в этом году было опрошено более 5000 человек из 36 стран), чтобы проследить прогресс (или его отсутствие) в деле продвижения женщин на руководящие позиции. Результаты исследования четко свидетельствуют о том, насколько ничтожно малы произошедшие перемены. В 2017 году женщины представляют 25% высшего руководства в тысячах компаний. За последние 13 лет почти ничего не изменилось, да и эти незначительные изменения произошли лишь в небольшом количестве стран.

В первоначальной группе стран, в которой Grant Thornton проводит исследования с 2004 года (с тех пор количество стран выросло), не зафиксировано больших перемен. В Австралии, Канаде, Германии, Греции, Японии, Мексике, на Филиппинах, в ЮАР, Турции, Великобритании и США показатели 2004 и 2017 годов отличаются в интервале от 1% до 3%.

Увеличение числа женщин в руководстве наиболее заметно во Франции, в Ирландии, Испании, Нидерландах и Швеции (там показатель вырос на 10% и более). Более скромные достижения отмечены в Индии, Польше, России, Сингапуре и Италии. А вот в Новой Зеландии наблюдается заметное снижение. (Группа, проводившая исследования, отмечает, что иногда цифры «скачут» в зависимости от выбора опрашиваемых компаний.) Но общая картина говорит скорее о стабильности, нежели о переменах.

tabl1.jpgЕдинственное исключение в этой таблице — Россия и страны бывшего социалистического лагеря. Хотя некоторые отрасли были поделены по половому признаку, женщины в этих странах имели больше возможностей для продвижения, чем их коллеги из капиталистических стран — возможно, потому что государство заботилось о детях. Это наследие заметно в приведенных выше данных.

Статистика Grant Thornton также показывает, насколько велико различие между отраслями. Если вы принадлежите к числу амбициозных женщин, посмотрите на приведенную ниже таблицу — вы увидите, что лучше делать ставку на позицию гендиректора в туризме, чем идти в финансовый сектор.

tabl2.jpgПрогресс в карьерном продвижении женщин можно назвать неравномерным — шаг вперед в некоторых странах и отраслях происходит параллельно с топтанием на месте в других. И это зависит от конкретной должности: исследование Grant Thornton доказывает, что женщины чаще возглавляют кадровые отделы (23%) или финансовые (19%) и реже бывают гендиректорами (12%). Сходные результаты продемонстрировали и другие исследования. Лучше всего иллюстрирует неравномерность прогресса в этой сфере нижеприведенная таблица.

tabl3.jpgМетодология

Исследователи из Grant Thornton провели 5526 интервью с гендиректорами, управляющими директорами, председателями советов директоров и другими руководителями компаний средних, по рыночным оценкам, размеров из разных отраслей в 36 странах в период с июля по декабрь 2016 года. Поскольку понятие «средних размеров» различно в разных регионах, исследователи искали соответствие этого определения местному контексту. Например, в материковом Китае средняя компания — это 100—1000 сотрудников; в США это организации с годовой выручкой от $20 млн до $2 млрд; в Европе — фирмы с 50—499 сотрудниками. Выбор стран осуществлялся так, чтобы получить представление как о развивающихся, так и о развитых рынках, и производился в рамках более широкого исследовательского проекта Grant Thornton, изучающего множество экономических факторов.

От редакции. Каждый рейтинг или индекс – лишь один способ анализа и сравнения компаний и регионов, основанный на конкретных данных и методологии. Мы в Harvard Business Review убеждены, что тщательно продуманный индекс способен предоставить важную информацию, но при этом остается лишь одним взглядом на картину в целом и может иметь недостатки. В каждом таком случае следует внимательно читать раздел, посвященный методике составления рейтингов.


Об авторе: Сара Грин Кармайкл — старший редактор в Harvard Business Review.


Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться


САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ