Закладки


Поделиться

URL
***

Менеджмент / Операционное управление

Инициативами сверху бюрократию не победить

30 марта 2016

Инициативами сверху бюрократию не победить

Несмотря ни на что, бюрократия демонстрирует потрясающую жизнестойкость. Проанализировав данные Бюро трудовой статистики, мы подсчитали, что с 1983 года число менеджеров, супервайзеров и других служащих в американской экономике почти удвоилось, в то время как занятость в других профессиях выросла меньше чем на 40%. В этом плане бюрократию можно сравнить с пуэрарией (она же кудзу), быстро размножающимся и крайне живучим сорным растением, которое заполонило собой все леса на юге Америки.

Почему же бюрократию так сложно искоренить?

Во-первых, она хорошо всем знакома. Бюрократия — это управленческая «операционная система», на которой работают едва ли не все средние и крупные организации земного шара. Она есть везде и при этом везде одинакова, в массовом восприятии оставаясь необходимым и неизбежным злом.

Во-вторых, миллионы менеджеров кровно заинтересованы в сохранении статус-кво. Бюрократия — это большая игра, в которой задействовано огромное количество игроков, и те, кто в этой игре преуспел, как правило, не горят желанием менять ее правила. Человек, потративший тридцать лет жизни на то, чтобы заполучить власть и привилегии исполнительного вице-президента, вряд ли захочет снизить значимость своей должности и отказаться от высокого вознаграждения.

В-третьих, строительство постбюрократической организации — задача, не имеющая готовых решений и проторенных путей. Конечно, вы можете черпать вдохновение в деятельности компаний, свободных от бюрократии — таких, как калифорнийская Morning Star, занимающаяся переработкой томатов, или производитель высокотехнологичных материалов W. L. Gore, известный своей фирменной тканью марки Gore-Tex. Однако имейте в виду, что эти фирмы развивали и оттачивали свои управленческие практики десятилетиями. И хотя, вне всякого сомнения, у этих передовых предприятий есть чему поучиться, все же организации, увязшей в бюрократическом болоте и желающей перестроить управленческую модель, придется искать свой собственный путь. Фирмы, осмелившиеся бросить подобный вызов, чем-то напоминают тех хирургов, которые когда-то впервые решились на пересадку человеческих органов: ставки были крайне высоки, а четких правил и протоколов еще не существовало.

Читайте материал по теме: Кодекс эффективного руководителя

Наконец, бюрократию сложно побороть еще и вот по какой причине: дело в том, что худо-бедно, но она работает. Все эти бюрократические структуры и системы служат определенной цели, пусть и не слишком эффективно. Простое их удаление приведет к неизбежному хаосу. Представьте, что произойдет, если компания вдруг решит избавиться от менеджеров среднего звена, не снабдив сотрудников знаниями и сведениями, необходимыми им для управления. Демонтаж бюрократической конструкции — это не снос старого дома и строительство на его месте нового, а скорее капитальный ремонт с соблюдением всех мер предосторожности — чтобы потолки не обвалились.

Учитывая все это, любая грандиозная спущенная сверху инициатива по истреблению бюрократии наверняка заранее обречена на провал. Посмотрите, что произошло, когда интернет-магазин Zappos попытался заменить боссов так называемыми «кругами» — взаимозависимыми группами для принятия решений. Несмотря на благородную цель — избавиться от избыточного числа начальников и положить конец внутренним дрязгам, такая реализация в стиле ва-банк новой и не прошедшей проверки управленческой модели вызвала настоящий переполох. Кадровая текучка подскочила до беспрецедентных 30%, а многие из тех, кто все-таки остался, были подавлены и деморализованы. В итоге в 2016 году Zappos впервые за восемь лет выпала из списка самых лучших работодателей по версии журнала Fortune.

Читайте материал по теме: Опыт Zappos: без среднего менеджмента никак не обойтись

Борьба с бюрократией — это не просто очередная реорганизация. Здесь необходимы последовательные, совместные, повторяющиеся и неуклонные усилия, которые не обрушиваются на компанию разом, а накапливаются постепенно, со временем. Это больше похоже на открытый проект инноваций, нежели на Культурную революцию Мао.

В последние годы такие организации, как Ford, Netflix и Google, устраивают хакатоны, с помощью которых сами придумывают новые продукты и решают сложные проблемы. Например, в результате одного из проведенных мероприятий на Facebook’е появилась вездесущая кнопка «Like». В хакатонах команды соревнуются друг с другом, предлагая свежие идеи и решения, самые перспективные из которых устроители без промедлений претворяют в жизнь. Каким же образом данный подход поможет сразить бюрократию?

Представьте себе онлайн-дискуссию, охватившую всю компанию, в которой обсуждают бессмысленные и контрпродуктивные управленческие практики и взамен предлагают альтернативные варианты. Результатом такого разговора станет не единый тщательно продуманный план по устранению бюрократии, а целый набор рискованных экспериментов, призванных протестировать реализуемость различных мер, направленных против бюрократии.

Читайте материал по теме: Что Питер Друкер знал о 2020-м годе

Например, кто-то предлагает, чтобы команды, состоящие из рядовых сотрудников, получили право самим проводить интервью и принимать на работу новых людей — задача, которую прежде выполняли начальники отделов или кадровики. Эту идею можно сразу проверить на практике в одном из подразделений крупной организации. Не пройдет и одного-двух месяцев, как вы уже будете знать: можно ли это эффективно сделать. Есть ли возможность смягчить риски? Повысится ли эффективность кадровых решений? Укрепит ли это моральный дух в коллективе?

Теперь представьте себе корпорацию, в которой одновременно проводится несколько десятков таких экспериментов. Часть предложений, безусловно, потерпит неудачу, зато лучшие из тех, что останутся, будут воспроизведены другими подразделениями, которые хотят не на словах, а на деле снизить ущерб от бюрократических проволочек.

Такой меритократический подход сведет до минимума возможность горстки упрямых начальников блокировать перспективные идеи. Тем не менее при всей открытости этого метода следует понимать, что необходим переходный период, во время которого руководители старой закалки смогут освоить свои новые роли. В организациях, где нет бюрократии, авторитет основывается не на должности, а на способности привлекать на свою сторону других людей. Решительность, большая информированность и формальные полномочия куда менее важны, чем мудрость, порядочность и коллегиальность. Для многих бизнес-лидеров этот переход окажется крайне болезненным. Для того чтобы начать мыслить по-новому, им понадобятся наставники и коучи. Несмотря на большие затраты, в конечном счете они окупятся. Помните, что вам не удастся построить ориентированную на людей организацию, если среди ваших сотрудников будут те, кто испытывает дискомфорт от работы в новых условиях.

Читайте материал по теме: Цифровые бизнес-модели: лучше эволюция, чем революция

На наш взгляд, невозможно командно-административными методами создать модель, во главу угла которой поставлена самостоятельность и самоопределение. Ничто не может подорвать борьбу с бюрократией быстрее, чем резкие и непродуманные шаги, которые вызывают всеобщее недовольство и сплачивают ваших оппонентов.

Бюрократия не появилась на свет внезапно в полностью сформированном виде. Она образовывалась постепенно в результате бесчисленных и неустанных экспериментов. Точно таким же образом дальновидные организации смогут проложить себе дорогу в будущее, свободное от бюрократии. Революционные цели, но эволюционные шаги — вот правильный рецепт.

Материал подготовлен при участии Мишель Занини. Она управляющий директор Management Lab и основатель Management Innovation eXchange.

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться


САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ