Четыре опасности, которые подстерегают неопытных руководителей, и как их избежать | Большие Идеи

・ Операционное управление
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Четыре опасности, которые подстерегают неопытных руководителей, и как
их избежать

Заранее предугадав эти четыре опасности, вы сможете превратить их потенциально вредоносные последствия в свой триумф.

Автор: Рон Каруччи

Четыре опасности, которые подстерегают неопытных руководителей, и как их избежать
Фото: Daniela Scherenberg Diaz / Unsplash

читайте также

«Я ухожу»: почему ваши сотрудники произносят эту фразу

Марк Болино,  Энтони Клотц

Чтобы переговоры были успешными, не забудьте пожать друг другу руки

Франческа Джино

«Значение этих приемов только возрастает»

Спасти экономику от экономистов

Коуз Рональд

Когда альпинисты быстро взбираются на вершины, у них порой возникают приступы горной болезни. Среди ее симптомов — сильная тошнота и головные боли, как при тяжелом похмелье, и, если не предпринять срочных мер, это может привести к серьезным осложнениям, а в некоторых случаях — и к смертельному исходу.

Я давно консультирую топ-менеджеров различных организаций, и на протяжении всего этого времени мне также не раз доводилось наблюдать подобие горной болезни у руководителей, стремительно взлетевших по служебной лестнице — на самую ее вершину. Заняв высокие кресла, они выглядят потерянными — не могут приспособиться к новой обстановке и перевести дух.

Уже не первый десяток лет мы знаем, что 50—70% начинающих руководителей терпят неудачу в течение 18 месяцев после назначения. Мы решили выяснить, какие проблемы стали непреодолимым препятствием для подающих большие надежды управленцев, достигающих самых высоких вершин. В рамках нашего исследования мы проанализировали 2700 глубинных интервью, охватывающих 148 компаний — от небольших семейных предприятий с оборотом в $50 млн до участников рейтинга Fortune 100 с оборотом в $120 млрд. В результате мы смогли определить модели поведения, которые помогут бизнес-лидерам обходить стороной подводные камни.

54% респондентов заявили, что плохо представляли себе, с какими трудностями они могут столкнуться на руководящей должности. Мы обнаружили немало рисков, которые подстерегают новоиспеченных начальников, однако четыре опасности возникают сразу же после назначения. Те, кто сумел преодолеть тяжелый переходный период и добился успеха, находили действенные способы обходить эти препятствия. И вот как они это делали:

1. Не допускайте неверного восприятия своей личности. Формируйте сами личный имидж. По мере становления руководителей у людей меняется их восприятие. Публичный характер управленческой работы и ее влияние на тысячи людей приводят к тому, что топ-менеджеры становятся чуть ли не знаменитостями и все начинают относиться к ним с благоговением. Кто-то становится их почитателем, другие же начинают попросту бояться. Занимая руководящую должность, начальники становятся менее доступными, поэтому люди заполняют образовавшийся вакуум выдуманными историями. Многие первые лица компаний удивляются, когда узнают, что о них сочиняют легенды. Как бы далек от коллектива ни был руководитель, его присутствие все равно ощущается благодаря усилению его роли в организации. Отчасти причина этого заключается в том, что, возглавляя направление бизнеса или отдел в компании, эти люди олицетворяют собой саму менеджерскую функцию как таковую. Например, начальник отдела маркетинга в глазах всех становится живым воплощением маркетинга.

Управленцы не должны допускать, чтобы другие люди формировали неверное представление о них. Чем выше поднимается человек по карьерной лестнице, тем большее значение имеет его репутация — и тем сложнее становится ее контролировать. Она начинает жить своей жизнью и предваряет его появление. Имя большого босса постоянно возникает в разговорах внутри компании и упоминается людьми, с которыми он ни разу не общался. 42% наших респондентов считают, что решениям гендиректоров приписывают мотивы, которые не имеют ничего общего с реальностью. Когда руководители понимают, что у сотрудников складываются о них ложные представления, нужно набраться мужества и опровергнуть откровенные выдумки и небылицы. Кроме того, им следует брать на себя ответственность за то впечатление, которое они могут производить своими поступками, предвосхищая тем самым появление и распространение искаженной информации.

2. Нейтрализуйте эффект «испорченного телефона», формулируя точные и правдивые послания. То же самое относится и к словам руководителей. И дело не только в том, что их искажают, но и в том, что любая муха превращается в слона. Начальники должны смириться с тем, что отныне они всегда «говорят в мегафон». Один только что назначенный топ-менеджер, с которым я работал, обнаружил, что люди пытаются предсказывать будущее на основании случайно брошенных в разговоре фраз: «Я стою в лифте, пытаюсь завязать непринужденную беседу, а на меня смотрят так, будто я — сам пророк Илия. Стоит мне вымолвить слово, ему тут же придается некий глубокий смысл. Кругом шепчутся о том, что я якобы сказал. Мне приписывают слова, которые я не только не произносил, но о которых даже и не думал».

На вершине корпоративной пирамиды не бывает болтовни ни о чем. Разумеется, нельзя общаться со всеми исключительно сухо и официально, однако управленцам необходимо внимательно относиться к тому, как их воспринимают другие люди. Они должны всегда ясно выражать свои намерения и точно доносить свои мысли. Один из респондентов справедливо заметил: «Никогда не недооценивайте своего положения. Любые ваши реплики и даже просто паузы в речи обладают теперь куда большим весом и несут куда больше смысла». Необходимость в выверенных словах и поступках растет по мере того, как расширяется их зона действия. Новоиспеченным руководителям высшего звена следует удержаться от соблазна проявить себя импульсивными поступками и словами, которые впоследствии могут обернуться против них и потом долго их преследовать. Напротив, стоит минимизировать риски — потратить время на то, чтобы хорошо продумать свою точку зрения и донести свою мысль максимально точно и искренне.

3. Не отвергайте прошедшие «фильтр» сведения, учитесь с ними работать. Часто новоназначенные топ-менеджеры сталкиваются с тем, что, как только они вступают в должность, то теряют доступ к первичной, не прошедшей никаких фильтров информации. Один только что вступивший в должность начальник отдела НИОКР с тревогой заметил, что поток информации, к которому у него всегда был неограниченный доступ, внезапно оскудел, едва он получил заветное повышение. Люди, на которых он всегда рассчитывал, теперь вели себя совсем по-другому и преподносили все так, чтобы избежать конфликта или попросту задобрить его.

Информация — это золотой запас лидера. От того, как он реагирует на правду, зависит, насколько искренни с ним будут подчиненные, — жесткая реакция только отпугнет их. Если люди увидят, что босс воспринимает правду как она есть, то они будут давать обратную связь. Однако не стоит ожидать, будто доступ к ценным данным будет таким же, что и на предыдущем посту. Лидеры должны запрашивать информацию, которая им требуется, внимательно относиться к тревогам и сомнениям сотрудников и самое главное — быть последовательными и избегать противоречий. Непоследовательность рождает страхи, которые, в свою очередь, приводят к фильтрации ценных сведений. Поддерживая политику открытой информации и относясь к ней адекватно, вы расширите свой доступ к разведданным, необходимым вам для успешного руководства.

4. Протяните руку помощи соседям. Пожалуй, самые серьезные конфликты происходят в отношениях с близкими людьми, как в личной, так и в профессиональной жизни. Отношения, которые раньше были дружескими, теперь стали официальными: бывшие товарищи стали непосредственными подчиненными или, по крайней мере, остались на более низких уровнях корпоративной лестницы, а ваши боссы — новыми коллегами. 51% опрошенных признались, что интриги, происходящие на более высоких уровнях, заставляют их относиться к новым соратникам с недоверием. Бизнес-лидерам следует исходить из того, что прежние отношения не вернуть, даже если им кажется, что в душе они не изменились.

Мудрые руководители прилагают усилия для установления новых границ в этих условиях. Они намеренно обсуждают новые приоритеты, доступность (свою и своих коллег), движение информации внутри организации и взаимные ожидания относительно влияния и конфиденциальности. Эти действия могут вызывать неловкость, однако, очерчивая новые зоны ответственности, бизнес-лидер посылает четкий сигнал о своем стремлении наладить доверительные отношения и избежать эффекта обманутых ожиданий.

Несмотря на то, что перегибы, связанные с быстрым набором высоты, неизбежны при карьерном взлете, самоконтроль остается в руках самого топ-менеджера и при правильном применении может привести к победам. Заранее предугадав эти четыре опасности, вы сможете превратить их потенциально вредоносные последствия в свой триумф.