Закладки


Поделиться

URL
***

Менеджмент / Принятие решений

28 сентября 2010

Эмоции и их последствия

Мы все прекрасно знаем, сколь опасно поддаваться порывам. Когда мы счастливы, мы становимся расточительными: оставляем большие чаевые или покупаем яхту. Когда даем волю гневу — отправляем язвительное письмо начальству или лезем в драку. И тогда на долю секунды мы чувствуем себя превосходно. Однако велика вероятность, что сожаление о необдуманном поступке — и его последствия — будут мучить нас долгие годы и повлияют на нашу карьеру и жизнь.

Мы с моим другом Эдуардо Андраде задумались, могут ли эмоции влиять на принимаемые нами решения после того, как мы успокоились. Мы предположили, что могут. Исследователи утверждают: поступки, которые мы совершаем под воздействием эмоций, влияют на нашу жизнь гораздо дольше, чем вызвавшие их события или переживания. Когда нам снова приходится принимать решение, мы обращаемся к прошлому опыту — и не задумываемся, действовали ли мы тогда под влиянием чувств или нет. А это значит, даже остыв, мы повторяем те же ошибки.

Если поступки, совершенные под воздействием чувств, управляют нашим последующим «рациональным» поведением, похоже, мы не слишком поднаторели в умении принимать решения. Чтобы проверить, так ли это, мы понаблюдали, как ведут себя люди под влиянием эмоций. Мы вызвали у группы испытуемых чувство раздражения, продемонстрировав им отрывок из фильма «Жизнь как дом». В этом сюжете высокомерный начальник увольняет архитектора, а тот в ответ крушит стоящие в офисе макеты. Другой группе мы решили поднять настроение и показали им сюжет из сериала «Друзья».

После просмотра мы попросили зрителей принять участие в экономической игре «Ультиматум». По ее условиям у нас с Эдуардо было 20 долларов и мы могли ими поделиться с участниками эксперимента: иногда по-честному, предлагая половину суммы, иногда нет. Получатель мог принять или отклонить предложение. Если он его отклонял, ни одна из сторон ничего не получала.

Согласно классической экономической теории люди возьмут любую сумму, лишь бы получить хоть что-то. Однако поведенческие экономисты считают: человек готов поступиться деньгами, чтобы наказать того, кто сделал ему несправедливое предложение.

Результаты нашего исследования еще раз подтвердили эту гипотезу. Что любопытно, в группе «раздраженных» зрителей подобная реакция была более выраженной. Те, кто смотрел сюжет из фильма «Жизнь как дом», чаще, чем зрители сериала «Друзья», отказывались от денег — при том, что содержание отрывка не было связано с нашей игрой.

Подобно тому, как семейная ссора портит настроение и провоцирует на необдуманные поступки, неприятные фильмы заставляют нас отвергать несправедливые предложения — хотя вовсе не они испортили нам настроение.

Но главное мы узнали потом. Мы выдержали паузу и, когда чувства улеглись, попросили зрителей сыграть еще раз. И наши опасения подтвердились. Те, на кого просмотр оказал неприятное воздействие, и в этот раз чаще других отказывались от наших предложений. Они пошли по опробованному пути и принимали те же решения, что и в состоянии эмоционального возбуждения.

А теперь представьте себе руководителя, ценные бумаги которого за неделю упали в цене на 10%. Он расстроен и зол — и в таком состоянии он должен принимать важные решения. Если эти решения он принимает непосредственно после обнаружения потерь, ничего путного ждать не стоит. Хуже того, такие решения станут «образцовыми»: в мозгу руководителя отложится, что поступать надо именно таким образом.

Поэтому так важно правильно действовать в состоянии эмоционального возбуждения. Чтобы овладеть этим умением, попробуйте следующую тактику: сделайте глубокий вдох, сосчитайте от десяти до одного (или от десяти тысяч до одного). Подождите, пока чувства улягутся. Отложите принятие решения на завтра. Если вы этого не сделаете, то можете сильно пожалеть.


Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться


САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ