Лаборатория идентичности | Большие Идеи

・ Принятие решений

Лаборатория
идентичности

Лидерское развитие

Автор: Коротов Константин

Лаборатория  идентичности

читайте также

Сначала стратегия, потом структура

Аронс Сваан де Марк,  Вид Кейт,  Дриест ден ван Франк

Хотите следить за сотрудниками? Делайте это открыто!

Ричард Бухбанд,  Томас Чаморро-Премузик

Как увольнять «по-человечески»

Дэвид Сигел

«Поймите, вы будете управлять людьми, которые знают больше вас»

Анастасия Миткевич,  Тимур Батыров

Наступает переломный момент, и человек понимает: пора переосмыслить карьеру и место в компании, компетенции, отношения с людьми, планы на будущее. Должна ли — и может ли — организация помочь сотруднику, ищущему новое «я»? Сейчас российские предприятия ощущают недостаток людей с лидерскими и управленческими талантами, и многие из них уже понимают, что профессиональное развитие сотрудников нельзя пускать на самотек. Сильные руководители потребовались всем и сразу — правда, большинство компаний хотело бы обойтись трехдневными «лидерскими» курсами, хотя на выходе ожидают полностью преобразившуюся личность.

Но никто не может, как в сказке, окунуться в кипяток и вынырнуть другим человеком. Исследования социологов и психологов свидетельствуют о том, что в процессе личностной трансформации каждый человек проходит очень важный этап — состояние неопределенности, когда с прошлым почти покончено, а будущее еще не полностью вступило в права.

При определенных условиях переходная фаза может стать истинной «лаборатория поиска идентичности». Название отражает суть: исследование самого себя в условиях, располагающих к эксперименту. Лаборатория может быть в известной мере виртуальной — человек с помощью рефлексии, чтения и советов целенаправленно занимается своим развитием, а может быть и вполне реальной — помещение, парты, занятия, экзамены. В любом случае — будь то самостоятельная «работа над собой» или занятия в организованной «лаборатории» — к успеху располагают некоторые условия. Во-первых, нужно ощущение психологической защищенности.

Выходя за пределы привычной роли, специалист покидает «зону комфорта» — свою должностную ячейку, где все известно и отлажено. Придется как-то по-новому проявлять себя, и неудачная попытка может грозить будущей карьере. Участник программы по лидерскому развитию должен понимать: сейчас мне помогают, оценивать будут потом. К сожалению, зачастую компании хотят получить «два в одном»: заказывают одновременно и обучение, и оценку специалистов, просят консультанта прокомментировать, на что способен тот или иной обучаемый, и сделать выводы относительно его будущей карьеры. Второе условие эксперимента — присутствие в «лаборатории идентичности» сразу нескольких обучаемых. В окружении себе подобных проделать непростой путь личностной трансформации значительно легче, чем в одиночку. В коллективе, пусть временном, создается ощущение «нормальности» того, что происходит с каждым: не один я пытаюсь изменить себя.

Третье условие — разнообразие методов эксперимента. Нет проверенного способа вылепить лидера из разного человеческого «материала». В «лаборатории идентичности» надо предусмотреть и групповые обсуждения, и практические задания, и консультации с коллегами, и групповые или индивидуальные сессии коучинга. Люди учатся по-разному, поэтому им нужно предложить разнообразие инструментов для исследования себя. И наконец, последнее, но не менее важное условие: присутствие в «лаборатории» своего рода наставника, если пользоваться педагогической терминологией. Он играет две, казалось бы, противоречащие друг другу роли в отношениях со своим подопечным.

С одной стороны, поддерживает, внушает уверенность в собственных силах, ограждает от ошибок, с другой — провоцирует, намеренно выводя из зоны комфорта, подталкивая к постоянному поиску и не давая расслабиться. Эту роль может взять на себя кто-то из высшего руководства компании, преподаватель, ментор, приглашенный коуч или даже другой участник программы.

Наш опыт показывает, что, если «лаборатория» организована правильно, у экспериментаторов постепенно возникает ощущение нового «я», позволяющее закрыть предыдущую страницу в собственном опыте и начать по полной программе писать новую.