Лидеры, выбирайте слова мудро | Большие Идеи

・ Принятие решений
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Лидеры, выбирайте
слова мудро

Даже самое краткое общение может изменить то, как люди думают о себе, своих лидерах и своем будущем.

Автор: Дуглас Р.Конант

читайте также

Три цвета внимания

Гусинская Ирина

Культура обратной связи

Павел Безручко

Компании чаще умирают от обжорства, чем от голода

Ник Тэслер

Хотите научиться думать?

Мариэтта Чудакова

Даже самое краткое общение может изменить то, как люди думают о себе, своих лидерах и своем будущем. Каждый обмен репликами из того множества, что ежедневно происходят с вами на работе, для кого-то потенциально может стать самым ярким моментом дня, или же наоборот, самым негативным его моментом. Каждая коммуникация может превратить самый обычный разговор в «точку соприкосновения».

Что такое точка соприкосновения? Это взаимодействие с другим человеком, с двумя людьми, или с группой, которое может длиться пару минут, пару часов, или даже пару дней. Такие точки соприкосновения могут быть запланированы или спонтанны, происходить импровизированно или следовать заранее намеченному сценарию.

Каждая такая точка таит в себе огромное количество возможностей. И каждая может укрепить – или разрушить – отношения.

Например, когда я только начинал учиться в аспирантуре в Школе менеджмента J. L. Kellogg при Северо-Западном университете, одним из моих курсов был «Политика менеджмента». Мой профессор, Рэм Чаран, заметил, что мои академические успехи оставляют желать лучшего. Помимо полной учебной нагрузки, я еще работал на двух работах. Я сильно похудел. Однажды Рэм подошел ко мне и сказал: «Вы способны на большее». Эти четыре слова вдохновили меня и заставили соответствовать более высоким стандартам. Я помню эти слова, как будто они были сказаны только вчера, хотя прошло уже более тридцати пяти лет.

Вскоре после окончания аспирантуры я начал работать в компании General Mills. Как многие люди, пришедшие на новую работу в новом месте, я совершенно не ориентировался в нашем офисном здании. Однажды какой-то старик увидел, как я плутаю по коридорам, и обратился ко мне: «Молодой человек... Кажется, вы заблудились. Могу я вам чем-то помочь?». Я спросил, как пройти в отдел маркетинга. Он показал дорогу, добавив: «Так, значит, вы работаете в отделе маркетинга. Если есть что-то, что я хотел бы сказать вам, перед тем, как мы расстанемся, так это то, что вы должны отдать этой работе все, на что вы способны». И мы разошлись в разные стороны. Прошло несколько недель, и я случайно увидел фотографию этого старика и обнаружил, что это был Джим МакФарланд, генеральный директор и председатель компании General Mills. Его слова помогали мне работать с большим усердием и энтузиазмом. Я и по сей день ношу их в себе.

Я уже проработал в компании шесть месяцев, и подошло время получить от начальства первые оценки моей работы. Я старался изо всех сил. Я никогда до этого не работал в офисной среде. Здесь я без сомнения был зеленым новобранцем. В ходе встречи, мой менеджер поделился с присутствующими своим наблюдением, обращенным ко мне: «Дуг, очевидно, что вы очень стараетесь быть полезным для нашей организации, но, говоря откровенно, работаете вы очень даже средне». С этим отдельно взятым комментарием я еще как-то мог справиться. Но вслед за этим эпизодом я должен был выслушать оценку своей работы от начальника моего руководителя. В данном случае он написал на листке бумаги пять слов, чтобы мне прочли их вслух. Этими словами были: «Вам следует искать другую работу». Итак, впервые в жизни я получал оценки моего труда, и босс моего босса, который казался мне богом, только что послал меня на поиски нового места работы! Он даже не дал мне испытательного срока и не выразил сомнений в моем служебном несоответствии. Я был морально уничтожен и ужасно переживал, но в конце концов я справился с этой ситуацией. Те пять слов напоминали мне, что корпоративное путешествие – не для слабых духом. Чтобы удержаться на плаву, нужно быть полным решимости. Это не путь, устланный розами.

На ранних этапах моей карьеры мне пришлось пройти через трудные моменты, и я прошел через них. Достаточно быстро меня повысили до должности менеджера товаров компании General Mills. Спустя сорок восемь часов после моего повышения, мне позвонил дедушка моей жены, мистер Р.Т.Джонстоун, - человек, которым я всегда восхищался. Он сказал мне: «Я очень горжусь тобой». Эти четыре слова напомнили мне, что я не одинок в своем пути, каким бы тяжелым он ни был. Моя семья всегда меня поддерживала и будет поддерживать. Эти слова до сих пор со мной.

Прошло шесть лет с тех пор, как я поступил на работу в General Mills, и меня перевели в другое подразделение, а еще через три года я потерял эту работу. Я уже подробно рассказывал об этом опыте на страницах HBR. После увольнения я пошел к консультанту по трудоустройству по имени Нил МакКенна. Когда Нил поднимал телефонную трубку, он всегда говорил: «Здравствуйте, это Нил МакКенна, чем я могу вам помочь?». Этими пятью словами – «чем я могу вам помочь?» - Нил изменил всю мою последующую трудовую жизнь. Он помог мне научиться видеть за пределами моей собственной повестки дня и познать чувство удовлетворения, которое испытываешь, начиная любое общение с желания кому-то помочь. Это был очень глубокий урок, преподанный всего в пяти словах. Он занял целых две секунды.

Второго июля 2009-го года я попал в очень серьезную автомобильную аварию. Я ехал домой, на север штата Нью-Джерси, чтобы отметить День Независимости вместе с родственниками. Я дремал на заднем сиденьи Линкольна, пристегнутый ремнем безопасности, когда, на въезде в штат, на скорости семьдесят миль в час, наш автомобиль врезался в остановившийся мусорный грузовик. Авария была страшной. Меня отвезли в ближайший травмапункт, где я прошел целый ряд хирургических процедур. Легко представить, что первые двадцать четыре часа после аварии я практически не помню. Когда я очнулся в реанимации, моя жена Лей, которая должна была быть в Вашингтоне, чтобы помочь нашей дочери переехать на новую квартиру, была рядом со мной. И она сказала всего лишь два слова: «Я здесь». Эти два слова, произнесенные за одну секунду, произвели на меня неописуемое впечатление, укрепив мою внутреннюю связь с Лей и придав мне мощный импульс к выздоровлению. Я никогда не забуду этот момент.

За последующие сорок дней, пока я восстанавливался после аварии, меня перевели из реанимации в Центр травматологии, оттуда в больницу, и, в конце концов, на программу реабилитации. Во всех четырех заведениях я общался с медсестрами, которые, день за днем и раз за разом, подтверждали для меня силу «точек соприкосновения» - в которых важны не просто слова, которые произносятся, а то, как они произносятся.

Во всех четырех местах был один и тот же протокол. В данном случае, каждая медсестра, войдя ко мне в палату, задавала мне один и тот же вопрос: «Как вы себя чувствуете?». Если медсестра была отлично подготовлена и исключительно одарена в менеджменте пациентов, она задавала этот вопрос действительно аутентично, вдумчиво и прочувствовано. Но попадались и медсестры, которые были новичками в профессии, только что начали работать в данном заведении, или те, кто чувствовал себя неловко, вступая в разговор, - и тогда я мгновенно осознавал, что в их устах эти четыре слова были не обо мне: они были о том, что они собираются со мной делать. Эти слова были о них. Общение с такими медсестрами всегда проходило очень неуклюже.

Таким образом, эти четыре слова – «Как вы себя чувствуете?» - открывали целый мир, который при правильном менеджменте оказывался абсолютно волшебным. А при неправильном – приводил к ощущению неловкости, которое совершенно сводило на нет всю работу медсестры. Эти четыре слова еще раз подтверждают важность и силу «точек соприкосновения».

Итак, что мы имеем?

- Семь точек соприкосновения, оставивших глубокий отпечаток.

- В сумме тридцать четыре слова.

- В среднем, менее пяти слов на одну точку соприкосновения.

- Сложенные вместе, они заняли, максимум, двадцать секунд разговора.

- Это примерно четыре секунды на одну точку соприкосновения.

Несмотря на свою краткость, эти семь точек соприкосновения глубочайшим образом повлияли на мою жизнь. Я призываю всех вас искать и находить возможности для того, чтобы позитивно повлиять на следующую точку соприкосновения, которая случится с вами. Вы можете оказать огромное влияние на жизнь людей, с которыми вы живете и работаете. Следующая точка соприкосновения, возможно, уже ждет вас за поворотом – распорядитесь ею мудро.