Удача как фактор принятия решений | Большие Идеи

・ Принятие решений
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Удача как фактор
принятия решений

Цепочка событий, подводящих к моменту выбора, зависит от удачи — или от неудачи. Обстоятельства, предшествующие решению, создают для человека сильную или слабую позицию.

Автор: Майкл Уилер

читайте также

Что делать, чтобы обезопасить бизнес от кибератак во время пандемии

Бренда Р. Шартон

Крах и процветание наций

Грозовский Борис

Что делать ИТ-директору во время кризиса

Мария Григорьева

Великие предприниматели прошлого. Савва Мамонтов

Мария Макарушкина

Билл Гейтс в начале своей карьеры принял неудачное решение. И если бы другие люди не наделали еще больших ошибок, мир мог бы остаться без Билла Гейтса.

Конечно же, Гейтс — гений, и работал он изо всех сил. Малькольм Гладуэлл, автор бестселлера «Гении и аутсайдеры. Почему одним все, а другим ничего?», видит причину успеха Гейтса в том, что тот потратил в ранней юности 10 тыс. часов на освоение программирования. Гейтс, как выдающиеся спортсмены и великие музыканты, не жалел времени и сил на приобретение знаний и оттачивание мастерства. Гладуэлл также упоминает еще одно стартовое преимущество Гейтса: хорошем образовании. В частной школе компьютерный кабинет появился задолго до распространения среди среднего класса домашних компьютеров.

И все же в успехе Гейтса прослеживается еще один фактор, помимо таланта, труда и образования. Возможно, он сделался настолько знаменит благодаря поразительной удаче на переговорах. В критический момент для его компании монетка трижды выпала орлом вверх.

В 1980 году Гейтс вместе с друзьями-программистами основал в Сиэтле небольшую компанию. IBM предложила ребятам разработать программное обеспечение для персонального компьютера, который она собиралась вывести на рынок. Гейтс никогда не писал операционную систему, поэтому он рекомендовал IBM Гэри Килдалла, хорошо известного программиста из Digital Research.

Но Гейтсу повезло: переговоры с Килдаллом зашли в тупик. Digital Research не хотела подписывать эксклюзивное соглашение, а потом все-таки согласилась, но упорно требовала роялти, не соглашаясь на однократную выплату в $25 0000, предложенную IBM. И тогда корпорация вновь обратилась за помощью к Гейтсу.

Затем новый поворот судьбы. И IBM, и Гейтс знали, что Seattle Computer Products готовит собственную операционную систему. Гейтс приобрел этот продукт по дешевке на деньги IBM (источник финансирования не раскрывался). Эту программу назвали QDOS, что расшифровывалось как «быстрая и грязная операционная система». Снова повезло: SCP не догадалась, кто стоит за сделкой, иначе цена на «быструю и грязную ОС» умножилась бы многократно. Microsoft подчистил программу и переименовал ее в DOS, «дисковую операционную систему».

И в третий раз Гейтсу повезло, когда он оговаривал с IBM условия лицензирования продукта. Всем казалось, что компьютерная компания получила все преимущества, как обычно бывает, когда левиафан заключает сделку со стартапом. Гейтсу причитались небольшие отчисления с каждой копии программы, которая будет установлена на домашний компьютер (видимо, после того как сделка с Килдаллом сорвалась из-за спора о роялти, IBM стала уступчивее, но это лишь моя догадка). Но самое главное: IBM не требовала эксклюзивные права. Владельцами DOS оставались Гейтс и его партнеры.

Они, конечно, умники: сообразили, что деньги делаются не на харде, а на софте. Но им еще и очень повезло, что корпорация, с которой они торговались, этого не понимала. Если бы IBM захотела эксклюзивных прав, Гейтсу пришлось бы уступить, иначе IBM могла обратиться к другому разработчику ПО. Какая участь постигла бы Гейтса и Microsoft, если бы они не удержали DOS, программу, ставшую краеугольным камнем их бизнеса? Может быть, они бы и преуспели, но, скорее всего, не до такой степени.

И это касается любых решений: цепочка событий, подводящих к моменту выбора, зависит от удачи — или от неудачи. Обстоятельства, предшествующие решению, создают для человека сильную или слабую позицию. (От удачи зависит даже, будет ли в ответственный день дождь или ясный день, а от этого, в свою очередь, и настроение собеседников.) От удачи зависят все: и тот, кто принимает решение, и те люди, с кем он имеет дело.

Философы, политические мыслители, стратеги давно уже признали огромную роль случая во всех аспектах жизни. Даже Никколо Макиавелли, перечисляя все рычаги, какими может воспользоваться в своих интересах государь, замечает: «Полагаю, что на самом деле в половине наших усилий решение остается за фортуной и лишь половина — за нами». Это верно и для сегодняшнего менеджмента.

Чем эта мысль поможет бизнесменам в момент принятия решения? Если мы осознаем, как много зависит от удачи, то для нас изменятся два аспекта. Во-первых, трансформируется сам подход к изучению этой темы: мы уже не будем считать гениальным любое решение лишь потому, что исход его оказался удачным. Во-вторых, мы сосредоточимся на других навыках, столь же существенных для принятия важного решения: поучимся гибкости, умению пользоваться счастливым случаем, не пытаясь заранее предсказывать, как сложатся обстоятельства.

К добру или к худу, на последствия принятого решения ум, система ценностей и потребности людей, с которыми вы вступаете в отношения, влияют не меньше, чем ваши собственные интеллектуальные возможности и другие ресурсы. Вспомните, сколько в каждой ситуации участвует внешних факторов, над которыми вы не властны (например, не мог же Гейтс повлиять на сделку IBM с другой компанией), и вы поймете, что ваша судьба — не только исключительно в ваших руках. А поняв, будете иначе себя вести, потому что о ваших способностях будут судить по тому, как вы сыграете с теми картами, которые получили на руки.

Читайте по теме: