Три бесценных правила принятия решений | Большие Идеи

・ Принятие решений
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Три бесценных правила
принятия решений

Примите решение и двигайтесь дальше.

Автор: Питер Брегман

Три бесценных правила принятия решений

читайте также

Победить текучесть кадров

Ирина Петрова

Почему не нужно знакомиться на крупных мероприятиях

Дерек Коберн

Социальная самоидентификация

Дмитрий Жуков

Избегая ловушек предпочтений

Борис Щербаков

Я листал меню уже несколько минут, борясь со своей нерешительностью. Каждое блюдо было по-своему притягательно.

Похоже, придется заказывать все…

Вам кажется, что это глупое решение не стоит даже рассматривать? Вполне возможно. Тем не менее готов поспорить, что вы сами сталкивались с подобными трудностями, если не с выбором блюда, то с чем-нибудь другим.

Каждый день мы тратим непомерное количество времени и энергии, выбирая между равно привлекательными вариантами. Однако, несмотря на то что они кажутся нам равнозначными, каждый из них привлекает нас по-своему, что вынуждает нас идти на компромисс, даже если мы всего лишь делаем выбор между салатом из капусты (легко и полезно), лососем (более тяжелый в усвоении белок) и равиоли (вкусно, но содержит много углеводов).

Если даже такие обыденные решения отнимают у нас столько времени и сил, что уж говорить про более серьезные ситуации, с которыми мы сталкиваемся ежедневно в своих организациях. Какой продукт продолжить выпускать, а какой прекратить? Кого нанять и кого уволить? Стоит ли мне начинать этот нелегкий разговор?

И за каждым из этих вопросов следует бесконечное число других таких же. Если затевать тяжелый разговор, то когда? И как? Что лучше: позвонить ему, встретиться лично или написать письмо? Говорить с ним при всех или наедине? Какие сведения ему сообщать, а какие лучше утаить? И далее в том же духе…

Как же нам научиться более эффективно справляться с принятием всевозможных трудных решений? Для этого я использую три метода, два из которых я изложил в своей книге «Правило четырех секунд», а третий обнаружил не далее как на прошлой неделе.

Первый метод заключается в использовании силы привычки, чтобы значительно снизить утомление, связанное с рутинными вопросами. Суть в том, что если вы возьмете себе в привычку, например, всегда есть салат на обед, то вам больше вообще не придется принимать решений по этому вопросу. Таким образом, вы сэкономите энергию для других дел.

Это действенный метод, когда речь идет о предсказуемых и рутинных решениях. Но как быть с нестандартными ситуациями?

Второй метод предполагает применение алгоритма «если/то» для упрощения спонтанных решений. Представим, например, ситуацию, что вас кто-то постоянно перебивает и вы не знаете, как на это реагировать. В этом случае мое правило звучало бы так: если человек перебьет меня дважды в разговоре, то я ему сделаю замечание.

Эти две техники: сила привычки и принцип «если/то» помогут ускорить множество типовых и рутинных решений, с которыми мы сталкиваемся в жизни.

Однако остается проблема крупных, стратегических решений, которые нельзя ни предсказать, ни превратить в привычку.

На прошлой неделе я был на выездной встрече с руководством одной высокотехнологичной компании. Именно на этом совещании я нашел простой способ, как эффективно справиться с трудным выбором. Фирма столкнулась с трудностями, последствия которых невозможно было предсказать.

На повестке стояли вопросы такого рода: в производство какой продукции инвестировать больше средств, как реагировать на угрозу со стороны конкурентов, как оптимальным образом произвести объединение с недавно приобретенной фирмой, в какой части урезать бюджет, как организовать систему подотчетности и так далее.

Именно такие решения могут затягиваться на недели, месяцы, а то и годы, тормозя развитие организации в целом. Их невозможно превратить в привычку или разрешить с помощью алгоритма «если/то». И самое главное, это вопросы, на которые не существует ясных и заведомо правильных ответов.

Руководство компаний склонно медлить с принятием решений подобного рода, собирая все больше и больше данных, многократно взвешивая все за и против, привлекая дополнительных консультантов — в общем, откладывая решение в надежде, что рано или поздно найдется четкий ответ.

Но что, если нам принять за основу тот факт, что подобного ответа просто не существует? Быть может, это ускорит процесс принятия решений?

Так я размышлял, сидя на этом совещании, где опять, уже в который раз обсуждали наболевший вопрос — что делать с неким бизнесом, когда вдруг гендиректор прервал дебаты, громко заявив: «Сейчас четверть четвертого. Мы должны выработать решение в течение следующих пятнадцати минут».

«Постойте-ка, — возразил финансовый директор, — тут вопрос непростой. Может быть, нам вернуться к его обсуждению за ужином или на следующем совещании?».

CEO был настроен решительно: «Нет, мы примем решение за пятнадцать минут».

И знаете что? Мы это сделали.

Так я нашел свой третий метод принятия решений: воспользуйтесь таймером.

Если стоящие перед вами проблемы были достаточно изучены, варианты выбора одинаково привлекательны и ясного ответа так и не найдено, признайте, что определить правильный курс невозможно, и просто примите решение.

Конечно, было бы неплохо сначала проверить его эффективность — например, создать пробную версию, вложив в нее минимум средств. Но даже если вы не можете этого сделать, решение все равно должно быть принято. То время, которое вы сэкономите, отказавшись от бесплодных оценок и обсуждений, принесет вам огромную пользу с точки зрения продуктивности.

Минуточку, возразите вы, если потратить на него больше времени, рано или поздно правильный ответ все-таки найдется. Очень может быть. Но, во-первых, вы потеряете кучу драгоценных часов, дней и недель в ожидании «просветления», а во-вторых, правильность этого одного-единственного решения приучит вас и во многих других случаях медлить в пустых надеждах на ясный ответ.

Примите решение и двигайтесь дальше.

Попробуйте этот метод прямо сейчас. Выберите решение, которое вы давно откладываете, дайте себе три минуты — и у вас все получится. Если вы завалены нерешенными вопросами, возьмите лист бумаги и составьте из них список. Заранее установите для себя время и по порядку, один за другим, принимайте наилучшее из всех возможных на текущий момент решений. Принятие решений — любых решений — даст вам возможность вздохнуть с облегчением и продолжить двигаться дальше. Лучшее лекарство от загруженности проблемами — беспрерывное движение вперед.

Что касается моего обеда, я выбрал салат из капусты. Лучший ли это вариант? Не знаю. Но, по крайней мере, я больше не сижу над меню, пытаясь сделать заказ.

Об авторе. Питер Брегман (Peter Bregman) — CEO компании Bregman Partners, помогающей успешным людям становиться лучшими лидерами, создавать более эффективные команды и вдохновлять организации на выдающиеся результаты. Автор бестселлера «18 Minutes», его последняя книга — «Эмоциональная книга».