Потребители нефти, объединяйтесь!* | Большие Идеи

・ Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Потребители
нефти, объединяйтесь!*

Автор: Дэвис Гед

читайте также

Как работать, когда болеет ребенок

Дейзи Вейдман Доулинг

Интеграция беженцев: есть ли у Европы долгосрочные планы?

Люк Ван Вассенхов

Беседа с Робертом Мертоном: Обезопасить финансовые рынки

Чэмпион Дэвид

Свежий HBR Россия: о кризисе, Covid-19, стойкости и не только

Нефтяные картели изначально задумывались как защитные механизмы. Поставщики создавали их в условиях избыточного производства, чтобы стабилизировать динамику цен на сырую нефть. Предполагалось, что поставщики будут поддерживать некий резерв производительности и таким образом влиять на цены, добиваясь как можно большей стабильности. Это соответствовало интересам как самих поставщиков, так и потребителей (хотя последние предпочли бы, чтобы стабильность обходилась им несколько дешевле). Однако сегодня нефтедобывающие державы почти исчерпали имеющийся у них резерв производительности, и аналитики уже поговаривают о цене порядка $100 за баррель. Это значит, что теперь объединяться надо потребителям, чтобы сообща защищать собственные интересы.

Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК), учрежденная в 1960 году, была не первым картелем такого рода. В 1930-х организация с несколько неподходящим названием Техасская железнодорожная комиссия своим постановлением ограничила производство нефти в штате с целью предотвратить падение цен. Чуть раньше крупные международные нефтяные корпорации попытались стабилизировать курс цен с помощью так называемого Соглашения Акнакарри, предусматривавшего совместное определение норм добычи нефти. Постановления Техасской комиссии и Соглашение Акнакарри потеряли смысл в 1970-х, когда добыча нефти в США шла полным ходом, а члены ОПЕК отобрали у нефтяных корпораций роль основной действующей силы на рынке энергоносителей.

Конечно, метод регулирования цен на основе ограничения производства несовершенен. Многие уже забыли, как во время азиатского кризиса 1998 года цены на нефть обрушились до уровня $10 за баррель вследствие резкого сокращения спроса. А совсем недавно рост спроса в Азии на фоне усиливающегося беспокойства по поводу энергетической безопасности привел к скачку цен до отметки $70 за баррель.

ОПЕК ничего не может с этим поделать. Поскольку производственные мощности в странах — членах организации используются практически на пределе, уповать на стабилизацию цен за счет увеличения добычи не приходится. Хотя нынешние планы предусматривают увеличение добычи нефти на 15% в ближайшие пять лет, предложение будет едва-едва поспевать за спросом. И если только в странах — потребителях нефти не разразится мощный экономический кризис, ни ОПЕК, ни другая организация поставщиков нефти не сможет управлять рынком.

Возникает вопрос: раз избыточное предложение не в состоянии предотвратить чрезмерный спрос, нельзя ли заменить ОПЕК какой-нибудь другой организацией, которая выполняла бы функции регулирующего механизма? Международное энергетическое агентство уже занимается мониторингом энергетических рынков, координирует управление запасами нефти и разрабатывает рекомендации для стран-потребителей. Возможно, следующим шагом станет создание более активной структуры, действующей в интересах импортеров. Что, если на смену ОПЕК придет ОПИК (OPIC — Organization of Petroleum Importing Countries)?

В состав такой организации должны войти самые крупные и динамичные потребители энергии, в частности Соединенные Штаты, Европейский союз, Япония, Китай и Индия. Цель ОПИК — адекватно реагировать как на дефицит поставок нефти, так и на негативные экологические последствия использования ископаемого топлива. Для достижения этой цели организация будет регулировать не производство, а потребление нефти.

Новой организации следует определить перспективную стратегию и ближайшие задачи. В долгосрочной перспективе (скажем, 50 лет), когда потребление нефти сначала будет расти, а затем — по мере сокращения запасов — снижаться, ОПИК должна содействовать поиску альтернативных источников энергии, таких, как биологическое топливо, а также технологий, позволяющих снизить энергопотребление. В среднесрочной перспективе (20 лет) задача организации — инвестировать в строительство новых производственных мощностей и защищать сделанные вложения, заботясь о безопасности в нефте- и газодобывающих регионах. В краткосрочной перспективе (ближайшие пять лет) политика ОПИК будет в значительной мере определяться текущим состоянием основного капитала и прежними инвестициями, поэтому главной задачей здесь будет налаживание более тесной координации энергетических стратегий членов организации. Кроме того, необходимо прилагать усилия для совершенствования программ покупки и продажи нефти, чтобы удерживать цены в установленных пределах (хотя, как показывает опыт, стабилизировать потребительские цены путем создания резервов удается далеко не всегда).

Будет ли такая организация жизнеспособной? Интересы отдельных членов ОПИК часто не совпадают, тем не менее всех потребителей объединяет стремление сохранить непрерывность поставок нефти по максимально приемлемым ценам. Общие экологические программы и совместные мероприятия, способствующие уменьшению зависимости потребителей от нефти, также будут отвечать интересам большинства участников. Разумеется, разногласий не избежать (скажем, сторонники рыночных механизмов наверняка будут спорить со сторонниками долгосрочных соглашений с поставщиками), так что участникам грядущих дебатов остается пожелать гибкости и дипломатичности. Однако альтернатива ОПИК — множество разрозненных сил (региональные альянсы и даже отдельные государства), отстаивающих собственные интересы в области энергетики. А в этом случае настоящей выгоды не получит ни один из крупных потребителей нефти.