Апокалипсис сегодня? | Большие Идеи

・ Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»


Апокалипсис сегодня?

Автор: Гемават Панкадж

читайте также

Почему главных маркетологов постоянно увольняют и что с этим делать

Кимберли Уитлер,  Морган Нил

Куда полетят белые вороны

«Компаниям нужны эффективные менеджеры с гуманным подходом»

Анна Натитник

Работающие родители: инструкция по выживанию

Дейзи Вейдман Доулинг

Древние греки называли апокалипсисом откровения, снизошедшие на избранных. В библейской традиции это понятие связано с концом света: его наступление будет сопровождаться страшными потрясениями, а последствия окажутся воистину ужасающими.

Многие классические исследования, посвященные глобализации, были апокалиптическими в обоих смыслах этого слова. Еще в 1983 году Тед Левитт в статье «Глобализация рынков», опубликованной в Harvard Business Review (Ted Levitt. The Globalization of Markets), связал понятия апокалипсиса и глобализации. По мере того как количество книг о глобализации росло (в 2000—2005 годах было выпущено 5000 книг, в то время как в 1990-е годы — меньше 500), все большее распространение получали апокалиптические взгляды на этот процесс.

Так ждет ли нас апокалипсис глобализации — исчезновение границ, интеграция рынков и стопроцентная интернационализация? Прогнозы о полной интеграции пока не оправдались: большинство видов экономической деятельности, имеющих международный потенциал, по-прежнему не выходит за пределы внутренних рынков. Уровень интернационализации телефонной связи, управленческих исследований, благотворительности, инвестиций и даже торговли на самом деле ближе к десяти, а не к ста процентам (см. врезку «Неожиданные десять процентов»).

Низкие темпы зарубежной экспансии говорят о том, что национальные особенности разных стран по-прежнему ограничивают распространение глобальных стратегий. Разрабатывая план международного развития, компании часто не придают большого значения этим особенностям. Подобное легкомыслие отчасти вызвано представлением о неизбежности глобального апокалипсиса. Но есть и другие причины: слепая вера в отсутствие границ; появление стимулов, поощряющих необдуманную международную экспансию; неспособность большинства руководителей понять, чем рынок в чужой стране отличается от «родного», а также стремление компаний, добившихся успеха дома, выйти на международную арену с разработанной для внутреннего рынка бизнес-моделью.

Так что же нужно сделать, чтобы создать международную стратегию, учитывающую национальные особенности разных стран? Вот некоторые советы.

• Определите, какие национальные черты (культурные, административные, географические или экономические) имеют наибольшее значение для вашей отрасли. Так вы узнаете, какие факторы стоит в первую очередь принять в расчет при разработке стратегии.

• Проанализируйте особенности внутри особенностей: не ограничивайтесь разделением только на внутренний и внешний рынки. Выделите страны, схожие с вашей и отличающиеся от нее по основным признакам. Полученная классификация поможет вам выбрать направление экспансии.

• Рассматривайте национальные особенности как еще один источник прибыли, а не как препятствие на пути к созданию стоимости. Поощряйте творческое мышление в области конкурентной борьбы.

Даже если вы сомневаетесь в целесообразности этих действий, не теряйте оптимизма. Ведь внимательно изучив национальные черты других стран, вы сможете принимать неординарные стратегические решения и значительно улучшить производительность своей компании. А раз в каждой стране есть свои национальные особенности, возможно, глобальная интеграция и не приведет к победе сильнейшего.

В основных отраслях на внешние рынки приходится 5—15% всего объема операций. Это значительно меньше, чем утверждают авторы многих публикаций. Показатели отраслей определяются следующим образом: телефонная связь = доходы от иностранного рынка

по отношению к общим доходам; управленческие исследования = процент опубликованных в 1996—2000 годах исследований, имеющих международную значимость; прямые инвестиции = прямые зарубежные инвестиции по отношению к валовому накоплению основного капитала; частная благотворительная деятельность = процент американских частных пожертвований, имеющих иностранную составляющую; инвестиции в акции = процент американских держателей акций, имеющих ценные бумаги иностранных компаний; торговля (по отношению к ВВП) =

глобальный экспорт по отношению к глобальному ВВП. Подробности приведены на сайте hbr.org.