Восход новой Японии | Большие Идеи

・ Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Восход
новой Японии

Автор: Хори Ёсито

читайте также

Секреты коллективного тайм-менеджмента

Лесли Перлоу

Как справиться со своими тревожными мыслями

Уитни Джонсон

Мыльная опера. Кто дирижирует сериалами

Владимир Рувинский

Три способа убедить всех в том, что ваш стартап им нужен

Вэй Чжан,  Лиянь Ван,  Стивен Уайт,  Цзяньси Луо

В прошлом году, впервые после почти десяти лет дефляции, банкротств и снижения прибыли, в Японии началось оживление экономики. Показатели фондовых рынков вновь поднялись: индекс Nikkei 225 в два раза превысил минимальный уровень 2003 года. Возник дефицит офисных площадей и персонала, доходы компаний достигли рекордной величины.

Аналитики, СМИ и японское правительство объясняют этот рост переменами в таких крупных традиционных корпорациях, как Toyota, Canon, Nissan и Nippon Steel, а также консолидацией отраслей, в результате которой на свет появились финансовые гиганты вроде Sumimoto Mitsui Banking и JFE Steel.

Среди других причин называют также структурные экономические реформы премьер-министра Дзюнъитиро Коидзуми. Все это, конечно, так. Но есть еще одна важная деталь, которую не заметили многие наблюдатели. Улучшением экономической обстановки Япония во многом обязана новым компаниям: они работают в наукоемких отраслях и управляют ими двадцати- и тридцатилетние бизнесмены. У предпринимательской Японии (раньше эти слова всем казались синонимами) нового образца есть все шансы затмить Китай и Индию с их хваленой культурой молодых компаний.

Восход «новой» Японии, разительно отличающейся от «старой» с ее капиталоемкими отраслями и крупными корпорациями, возглавляемыми руководителями, которые очень терпеливо поднимались по карьерной лестнице с самых низов, произошел благодаря стечению ряда обстоятельств.

Во-первых, у людей изменилось отношение к карьере. После краха финансового гиганта Yamaichi Securities 1997 года японцы потеряли веру в то, что работа в крупной компании — это на всю жизнь. Лояльность персонала значительно снизилась. Молодежь уже не связывает свою карьеру с одной компанией, а рост — с выслугой лет. Теперь все переходят с места на место или получают дополнительное образование.

Во-вторых, изменилось отношение общества к предпринимателям: молодые амбициозные японцы впервые стали считать их образцом для подражания. Тридцатиоднолетний Кендзи Касахара проснулся знаменитым после того, как основанная им фирма Mixi — аналог MySpace, компании по созданию социальных сетей — разместила свои акции на фондовом рынке и за несколько дней добилась капитализации в размере 229 млрд йен (приблизительно $2 млрд). А Хироси Микитани (основатель и гендиректор Rakuten — крупной японской компании, занимающейся электронной торговлей) по примеру некоторых предпринимателей из Кремниевой долины купил бейсбольную и футбольную профессиональные команды.

Развитию предпринимательского духа Японии способствовали благоприятные условия для IPO. В 2001—2005 годах 747 японских компаний впервые выставили свои акции на торги (в США это сделали 617 компаний). Стоимость 96% акций, продававшихся в 2005 году, в первый же день превысила номинальную — это на 2% больше, чем в 2004-м. Сейчас все больше и больше китайских и корейских компаний размещают акции на японском рынке.

Новые предприятия с успехом используют возможности современной Японии, например развитую структуру телекоммуникаций, в том числе широкополосную связь. Стоимость интернет-доступа в Японии намного ниже, чем в других развитых странах, — всего $0,06 за 100 Кбит/сек, в то время как жители Южной Кореи в среднем платят $0,24, США — $1,77, Китая — $1,89, а Германии — $2,77. Кроме того, в стране самый высокий в мире уровень развития мобильного интернета — им пользуются 90 млн человек, и большинство сотовых телефонов поддерживает стандарт 3G.

И что самое важное, Япония занимает второе место в мире по уровню экономического развития — на нее приходится более половины всего объема азиатской экономики. Новые инновационные предприятия развиваются здесь очень быстро и за счет этого получают преимущество перед молодыми компаниями других стран, например Китая и Индии. А мощная база целого ряда ключевых отраслей: от цифровой мультипликации до робототехники и нанотехнологий — создает благоприятные условия для начинающих фирм.

Часто о новой Японии отзываются негативно: о ней вспоминают, лишь говоря о махинациях с акциями интернет-провайдера Livedoor или инсайдерских сделках процветающего финансиста и защитника прав акционеров Ёсиаки Мураками. Между тем предпринимательская активность Японии растет, а значит, на следующем этапе процветания Япония станет одним из центров инноваций и ведущей экономической державой.