Закладки


Поделиться

URL
***

Менеджмент / Стратегия

01 ноября 2013

Новое понимание конкуренции: от пяти сил — к одной

В своей книге «Бизнес и инновации» Питер Друкер, говоря о наукоемких инновационных отраслях, поделился таким наблюдением: «Долгое время все ждут, что вот-вот произойдет открытие… Потом вдруг — почти взрыв, за ним — несколько лет невероятной активности, невероятно бурного образования стартапов, мощного общественного резонанса… А потом многие компании разоряются — выживают единицы».

Дело в том, утверждает Друкер, что наукоемкие инновации «почти никогда не появляются благодаря одному фактору, а лишь при взаимодействии нескольких». Первый прорыв порождает всплеск деятельности, но заметный прогресс возможен, только когда все факторы складываются в единую картину.

Не стану настаивать на строгой научности заявления Друкера, но, по-моему, он точно показал, как развивалась новая дисциплина — бизнес-стратегия. На первых порах компании выстраивали стратегию по собственному разумению, без каких-либо правил. Ее формулировали, исходя из здравого смысла, руководствуясь методиками вроде SWOT-анализа или матрицы Boston Consulting Group. Но в 1979 году все изменила модель пяти сил Майкла Портера, базирующаяся на практических выводах исследований 1960-х и 1970-х годов, объектами которых были промышленные предприятия. Концепция инноваций, основанных на научных открытиях, буквально в одночасье сделала стратегию полноценной областью знания. Предназначенная для практиков книга Портера «Конкурентная стратегия» завоевала бешеную популярность.

Идеи Портера заинтересовали исследователей из других областей. Авторы множества статей объясняли причины стабильно разной эффективности компаний. Появились теории (собственных ресурсов фирмы как основного источника ее конкурентного преимущества, динамических способностей, транзакционных издержек), за ними лавиной хлынули труды эмпирического характера. Еще одну эпохальную идею — правда, она не стала столь же популярной у практиков, как Портеровская, — высказали в 1996 году Адам Бранденбургер и Харборн Стюарт из Гарвардской школы бизнеса, предложившие концепцию...

СТАТЬЯ ДОСТУПНА ТОЛЬКО ПОДПИСЧИКАМ
Пожалуйста, выберите удобный период оплаты:

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться


САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ