Маркетинг как стратегия | Большие Идеи

・ Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Маркетинг
как стратегия

Стратегия должна строиться не вокруг продукта, а вокруг потребителя.

Автор: Нирадж Давар

Маркетинг как стратегия

читайте также

Новый взгляд на переговоры

Адам Бранденбургер,  Барри Нейлбафф

Как спастись от выгорания при работе из дома

Ванесса Бонс,  Лора Джурдж

Три правила жизни выдающихся компаний

Ахмед Мумтаз,  Майкл Рейнор

Как управлять цепями поставок в условиях турбулентности

Егор Переверзев

читайте также

Не секрет, что сейчас во многих отраслях все, что касается производства (поиск ресурсов и поставщиков, само производство, логистика), стандартизируют или отдают на аутсорсинг, а главным фактором создания стоимости и источником конкурентного пре­имущества оказывается деятельность, связанная с маркетингом и продажами, цель которой — сократить издержки и риски потребителей. Допустим, человек покупает банку кока-колы. 
В супермаркете или мелкооптовом магазине, где он возьмет целую упаковку из 24 банок, одна обойдется ему примерно в 25 центов. Тот же человек, оказавшись жарким летним днем в парке, не задумываясь выложит два доллара за охлажденную колу из автомата, лишь бы утолить жажду. Он заплатит в восемь раз больше не потому, что в парке напиток лучше, а потому, что там ему предлагают более удобный способ получить желаемое. Что в данном случае важно для потребителя? Ему не надо заранее покупать упаковку из 24 штук, вынимать оттуда одну банку, придумывать, где хранить остальные, и целый день таскать банку с собой, да еще как-то так, чтобы она оставалась холодной.

Организация продаж, например поставка продукта с учетом нужд конкретного клиента, все чаще становится фактором, из-за которого потребитель предпочитает один бренд другому, то есть от него зависит лояльность потребителей. Кроме того, именно на маркетинг и продажи сейчас приходится значительная доля издержек бизнеса. Попросту говоря, для большинства компаний центр тяжести ­сместился в сторону маркетинга.

Тем не менее бизнес-стратегией по-прежнему «дирижирует» призрак Промышленной революции, хотя те самые фабрики, что когда-то были главным источником конкурентного преимущества, давно заколочены и перевезены за границу. Деятельность компаний все еще «крутится» вокруг производства и продукции, успех измеряется количеством проданных единиц товара, а главные надежды организации возлагают на ассортимент. Все силы бросаются на максимизацию производительности, и по службе продвигают руководителей, одержимых эффективностью. Компания знает, что нужно, чтобы изготовить продукт и доставить его до магазина. Проблема в том, что и все остальные знают это.

Стратегический вопрос, ответ на который ищет современный бизнес, — что еще можно сделать для клиентов, а не что еще можно для них произвести. Сейчас основа основ бизнеса — не завод или продукт, а потребитель и рынок. Центр тяжести смещается, а значит, нужно пересмотреть некоторые ключевые положения традиционной стратегии. Во-первых, источники конкурентного преимущества находятся сейчас вне компании, и сами эти преимущества накапливаются: они не сходят на нет со временем под натиском конкурентов, а увеличиваются вместе с опытом и знаниями. Во-вторых, постепенно меняется характер конкуренции. Теперь, когда балом правят маркетинг и продажи, главное — не чтобы ваш продукт был лучше. Краеугольным камнем бизнеса становятся нужды потребителей и понимание мотивов, по которым они делают покупки. То, как рынок воспринимает вашу продукцию, и то, с кем вы конкурируете, тоже зависит от вас. В-третьих, нынешняя эволюция рынков, ее темп и характер, определяется не совершенствованием продукции и технологий, ее главный мотор — изменение критериев, которыми руководствуются потребители, ­принимая решение о покупке.

Рассмотрим подробнее, как компании, поставив во главу угла маркетинг и организацию продаж, могут в корне изменить традиционную стратегию.

Делать ли ставку на внутренние факторы конкурентного преимущества?

Стремясь занять лучшие позиции в сфере производства, компании борются за уникальные активы или профессиональные навыки и знания и возводят бастионы, обороняясь от конкурентов. Понять, какую свою деятельность в компании считают основной, нетрудно — об этом свидетельствует степень защиты. Если, по мнению руководства, конкурентное преимущество обес­печивает производство, то на заводе строгая пропускная система. Если НИОКР, то научные лаборатории похожи на неприступные крепости и на страже ее патентов стоит армия юристов. Если же главная ценность компании — кадры, то у нее будут стильно оформленные офисы, вкусные обеды, студии йоги, укромные уголки, где можно передохнуть во время рабочего дня, долгосрочные отпуска и гибкий рабочий график.

Что же касается конкурентного преимущества в сфере маркетинга и продаж, то тут на первое место выходят внешние факторы: связи с клиентами, партнерами по каналам продаж и поставщиками смежных услуг. Многое зависит от того, как компания выстраивает отношения с потребителями, как анализирует информацию о рынке и о том, что нужно ее клиентам.

Классический вопрос на тему брендинга: если бы все физические активы Coca-Cola во всех странах в одну ночь вдруг взяли бы и сгорели, смогла бы компания найти деньги и с нуля возродить производство? Самые трезвомыслящие предприниматели отвечают на него так: восстановление потребовало бы времени, сил и денег, но Coca-Cola быстро нашла бы средства, чтобы встать на ноги. Бренд легко привлек бы инвесторов, рассчитывающих на будущую прибыль.

Но этот мысленный эксперимент можно и продолжить — спросить, что случилось бы, если бы семь миллиардов потребителей из разных стран проснулись бы в одно прекрасное утро, начисто забыв о самом названии «Coca-Cola» и о том, что за ним стоит. Были бы позабыты и прежние привычки: люди, почувствовав жажду, уже не тянулись бы за баночкой колы. Бизнесмены в один голос говорят, что при таком сценарии, даже если бы физические активы Coca-Cola остались в целости и сохранности, компании было бы трудно найти денег на возобновление производства. Получается, что утрата прежних позиций в маркетинге и сфере продаж (то есть отстутствие привязанности потребителей к конкретному бренду) стала бы более сильным ударом, нежели потеря всех производственных мощностей.

Если вы выстраиваете и пестуете связи с потребителями, возникает эффект «прилипания», когда клиенты (или смежники) не хотят или не могут уйти к конкуренту, предлагающему такую же или даже лучшую продукцию. Решения миллионов или миллиардов отдельных потребителей в пользу конкретного бренда или компании вместе и дают реальное конкурентное преимущество.

Надо ли слушать клиентов?

Ориентированной на рынок компанией считается та, которая овладела искусством слушать клиентов, понимать их потребности и с учетом этого разрабатывать для них продукты и услу­ги. Уверенные в том, что так можно занять лучшие позиции на рынке, компании тратят миллиарды на фокус-группы, маркетинговые обзоры, опросы и социальные сети. «Голос потребителя» господствует безраздельно, он определяет решения, связанные с продукцией, ценами, упаковкой, размещением магазинов, рекламой и т. д.

Но на самом-то деле компании все чаще добиваются успеха не потому, что учитывают выявленные предпочтения потребителей, а потому, что сами формируют эти предпочтения и критерии, которыми руководствуются потребители при покупках. Когда Стива Джобса спросили, на основании какого маркетингового исследования в Apple начали разрабатывать iPad, он, как известно, ответил: «Никакого. Потребители не обязаны знать, чего они хотят». Даже если они и знают, чего хотят, спрашивать их об этом — не всегда лучший способ узнать истину. Поставщик «быстрой моды» Zara продает свои товары небольшими партиями и сравнительно недолго — сотни единиц в месяц, тогда как обычные производители — тысячи в сезон. Цель Zara — учитывать предпочтения реальных потребителей и на смену товарам, которые сметают с прилавков, выпускать тысячи таких же, а те, что не идут, отбраковывать.

Лидируют на рынках сейчас те, кто точно знает, как высоко надо ставить планку, чтобы оправдать ожидания потребителей. Volvo делает ставку на безопасность и соответственно формирует предпочтения автолюбителей: они рассчитывают, что в ее автомобилях будут ремни и подушки безопасности, системы защиты от бокового удара и быстрого обнаружения ­пешеходов. Febreze изменила представления людей о чистом доме. Nike заставила их поверить в самих себя. Потребители все чаще, руководствуясь заданными компанией критериями, не только выбирают бренды, но и вообще ориентируются на рынке (см. врезку «Сиалис против виагры»).

Кроме того, по этим критериям компании делят рынки на сегменты, позиционируют свои бренды и занимают стратегическое местоположение на рынке, которое становится источниками их конкурентного преимущества. Значит, от нынешних подразделений маркетинга и продаж зависит, каким критериям потребители будут уделять внимание, принимая решение о покупке; они же должны «вводить в обращение» новые критерии — теперь это стратегическая задача маркетинга.

Должно ли конкурентное преимущество со временем ослабевать?

Согласно традиционной «производственной» точке зрения конкурентное преимущество сходит на нет, когда конкуренты начинают наступать на пятки. Но у компаний, соревнующихся на поле маркетинга и продаж, конкурентное преимущество возрастает — со временем или с разрастанием клиентской базы. Иными словами, оно обладает накопительным характером.

Например, конкурентное преимущество Facebook не заперто где-то там, в офисах компании, и не блуждает по ним само по себе. Сотрудники Facebook — умные, работящие профессионалы, но не они играют ключевую роль в успехе соцсети. С точки зрения продаж самый ценный ее актив — тот миллиард человек, у которых есть странички на ее сайте. У Facebook все держится на сетевом эффекте: люди, которые хотят общаться, стремятся туда, где находятся все остальные. Facebook делает все возможное, чтобы играть в интернете роль самого известного «места тусовки». Информацию, которую пользователи размещают в Facebook, нельзя переместить ни на один другой сайт; такие инструменты, как хроника, мероприятия, игры и приложения, — все это создает эффект «прилипания». Чем больше пользователей у Facebook, тем больше там же их друзей.

В сфере маркетинга и продаж конкурентное преимущество обеспечивают именно сетевые эффекты. Они возникают на рынках, они ­рассредоточены (в них не ткнуть пальцем, их не изобразить и не спрятать), и их трудно воспроизвести. Бренды тоже создают сетевые эффекты. BMW и Mercedes дают рекламу на телевидении и в других СМИ, хотя к их целевой аудитории относится менее 10% телезрителей. Оба производителя знают: чем больше людей восхищается их марками, тем охотнее заплатят за них представители целевого сегмента.

Сетевые эффекты усиливаются в силу самой своей природы. Но в сфере маркетинга и продаж накапливается значимость и других факторов, особенно связанных со сбором и использованием данных. Пример тому — история компании Orica, крупнейшего в мире производителя взрывчатых веществ, которая чуть было не затерялась на просторах товарного рынка Австралии. Самое важное для ее клиентов, которые взрывают скальную породу и продают камни для строительства или благоустройства территорий, — соблюдать четкие инструкции и минимизировать издержки. Поскольку взрывчатые вещества разных компаний ничем друг от друга не отличались, клиентам-каменоломням было все равно, у кого их покупать — у Orica или кого-нибудь еще, и они не видели смысла платить дороже за продукцию конкретного производителя. Но в Orica знали, что взрывать породу не так просто, как кажется. На результат влияет много факторов: особенности породы, место, глубина и диаметр бурового отверстия, даже погодные условия. Из-за неверной формулы закладки взрывчатых веществ прибыль рассыплется в пыль и ее унесет ветром.

В Orica понимали, что для клиентов важнее всего — возможность безопасно проводить взрывы, транспортировать и хранить взрывчатые вещества. Если бы ей удалось сократить хотя бы некоторые из этих издержек и рисков, каменоломни сразу же оценили бы это — даже если бы конкуренты стали соблазнять их скидками. И специалисты Orica взялись за работу. Они собрали информацию о сотнях взрывов, выявили факторы, определяющие результат взрыва, построив несколько эмпирических моделей и проведя серию экспериментов, выстроили стратегию и разработали процедуры, которые гарантировали бы нужный результат. Теперь компания могла контролировать размер получаемого при взрыве камня и предложить клиентам то, что не могли конкуренты. Скоро каменоломни начали покупать взрывчатые вещества лишь у Orica, несмотря на ее высокие цены. Компания не только получила конкурентное преимущество — оно стало накапливаться. Собрав дополнительные данные, Orica смогла делать еще более точные прогнозы для взрывов и еще больше оторвалась от конкурентов.

Можно ли выбирать конкурентов?

Считается, что компании работают с оглядкой на конкурентов, — уже привычных или только что появившихся. Но если центр тяжести смещается в сферу маркетинга и продаж, то можно выбирать соперников или хотя бы определять, против кого играть. Все зависит от трех важных решений: как вы расскажете потребителям об особенностях своей продукции и своей компании и какие у вас будут цены.

Если вы производите безалкогольные напитки и разработали рецепт нового напитка для восстановления водно-солевого баланса организма, вы можете по-разному представить его потребителям: как оздоровительный напиток — для улучшения пищеварения, как освежающий — для спортсменов или, к примеру, как напиток для облегчения симптомов похмелья. В каждом случае потребитель будет по-разному оценивать плюсы новинки и, наверное, сравнивать ее с тем, что уже давно продается в магазинах.

Решая, как представлять продукт, компании обычно учитывали размер рынка и темпы его роста, но не обращали внимания на такие факторы, как интенсивность и особенности конкуренции. Можно продавать продукт либо вместе с ему подобными, либо, наоборот, с товарами иных категорий. Фильтры Brita конкурируют с фильтрами нескольких производителей, когда в супермаркетах продаются, скажем, вместе с другими товарами для дома. Но если фильтры Brita выложены на тех же полках, где стоят бутылки с водой, то потребители сравнивают их с другими товарами и принимают решения, отталкиваясь от других цен. Тут у фильтров Brita явное ценовое преимущество: приобретая фильтр, а не воду в бутылках, потребитель получает больше литров чистой воды в расчете на доллар. Конечно, не для всех покупателей воды главное — цена (для кого-то важнее, скажем, транспортабельность), но для тех, кто хочет сэкономить, Brita — выгодное приобретение.

Если вы хотите, чтобы ваш бренд ни с чем не сравнивали, вам лучше рекламировать, распространять и упаковывать свои товары так, чтобы не напоминать покупателям о существующих аналогах. Зайдите в продуктовый магазин или посмотрите интернет-каталоги — вы увидите, как похоже выглядят многие продукты. У йогуртов, как правило, одинаковые и форма, и размер упаковки, и рекламу разных производителей не отличить, поэтому потребитель, посмотрев ее, потом и не вспомнит названия бренда. Отсутствие явных отличительных особенностей порождает конкуренцию, хотя многим брендам лучше бы ее избегать.

Наконец, то, с кем вы конкурируете, зависит от цены. Когда Infinity, чтобы выйти из глубокого кризиса, выпустила седан G35 (это было в 2002 году), говорили, что это победа над BMW. Модель, сделанная в целом на основе легендарного Nissan Skyline, совпадала с BMW 5 серии по таким критериям, как дизайн салона и мощность двигателя, но затмить BMW она не могла по двум причинам. BMW 5 серии предназначена для постоянных покупателей BMW или, по крайней мере, для владельцев автомобилей класса люкс. BMW 5 серии стоят очень дорого, и, когда люди выкладывают такие суммы, они не гонятся за выгодой — для них важна престижность бренда и качество. В итоге Infinity предпочла не подражать BMW 5 серии, а противопоставить ей свою G35. Компания решила эту задачу, задав верный уровень цен. Для многих потребителей, особенно покупателей автомобилей, цена оказывается главным критерием.

Избегая соперников, можно предотвратить лобовое столкновение с ними, но это вам не гарантирует, что около вас не объявятся ­конкуренты, которых вы не выбирали и не рассчитывали увидеть. Но если вы подготовились и обеспечили себе лидерство по конкретному «критерию покупки», то конкуренты, решившие идти проторенным вами путем, окажутся в невыгодном положении.

Как ни странно, больше свободы в выборе конкурента не у первопроходца рынка, а у тех, кто появился на нем спустя время. Запоздалый игрок может решать, идти ли ему в лобовую атаку на сторожила, который зависит от действий компаний, обосновавшихся на рынке вслед за ним, или разрабатывать свою «жилу». Но и старожил не должен сдаваться: он может обгонять конкурентов, постоянно перекраивая рынок и предлагая потребителям новые критерии для совершения покупки.

Всегда ли инновация — это новые товары или технологии?

Внимание потребителей — как недвижимость премиум-класса в перенаселенном городе: оно все дефицитнее и все ценнее, поскольку в каждой товарной категории множатся новые бренды, а старые истончаются. Компании яростно борются друг с другом не потому, что хотят доказать свое превосходство: они стремятся утвердить свою уникальность. Volvo не говорит, что ее машины лучше, чем у BMW (и наоборот); она утверждает, что они — другие. В сознании потребителей Volvo ассоциируется с безопасностью, а BMW — с ощущением гордости и радости от вождения. Поскольку эти производители делают упор на разные критерии, которыми руководствуются люди, совершая покупки, они обращаются к разным потребителям. В ходе глобального исследования, целью которого было выяснить, что потребители понимают под словом «удовольствие», их просили описать «лучший день в своей жизни». Когда подвели итоги, выяснилось следующее. Владельцы BMW вспоминали, как они сплавлялись на плотах по речным порогам в Колорадо или ходили на концерты Rolling Stones, а большинство владельцев «вольво» — как родились их первенцы. Бренды конкурируют, убеждая покупателей в важности своих «критериев покупки».

Не то чтобы деятельность, связанная с созданием более безопасных или быстрых автомобилей, не имела значения. Без самой продукции компании не могли бы позиционировать свои бренды на основе выбранных ими критериев. Благодаря именно продукту и его свойству абстрактные, нематериальные ожидания, которые потребители связывают с брендом, превращаются в реальные преимущества. В результате инноваций автомобили Volvo действительно становятся все безопаснее, оправдывая давно сложившиеся представления людей о бренде. Но в маркетинге продукт как таковой значит не больше, чем, скажем, грамотная рекламная кампания или стратегия маркетинга и продаж.

Где еще возможны новации?

Поскольку, говоря об инновациях, подразумевают прежде всего создание более совершенных товаров и технологий, компании делают ставку на производство. Но у следующих стадий своя логика, она подсказывает, что внимание надо сосредоточить на маркетинге и его инструментах. Конкурентов побеждает тот, чьи инновации сокращают издержки и риски потребителей на протяжении всего срока службы продукта — от покупки и пользования им до его утилизации.

Вот как поступила Hyundai в разгар кризиса 2008—2009 годов. Экономика Америки вошла в штопор, перспективы трудоустройства выглядели туманно, и люди не спешили приобретать товары длительного пользования. Автомобили почти не покупали. У GM и Chrysler обострились застарелые финансовые проблемы, и обе компании обратились к государству за субсидиями. Hyundai ориентировалась на сегмент мало­обеспеченных потребителей, и она пострадала особенно сильно. Продажи в США упали на 37%.

Первой реакцией большинства компаний на резкое сокращение спроса стало значительное снижение цен, создание программ денежных сертификатов и других инструментов стимулирования продаж. В Hyundai тоже рассматривали эти варианты, но решили действовать иначе. Потенциальные покупатели на вопрос, почему они не приобретают машины компании, в один голос отвечали: «Очень уж рискованно тратить деньги во время кризиса, ведь в любой момент можно лишиться работы».

И в Hyundai, вместо того чтобы снижать цены, учли эти соображения и придумали, как снизить риски: «Если в течение года после приобретения автомобиля вы потеряете работу, то вы сможете вернуть его и на вашем кредитном рейтинге это никак не отразится». Программа Hyundai Assurance устраняла главный фактор, препятствовавший покупке новой машины. Программа стартовала в январе 2009 года. В том же месяце объем продаж Hyundai почти удвоился, хотя в отрасли он сократился на 37% (такого падения не было с 1963 года). В январе Hyundai продала машин больше, чем Chrysler, у которой было в четыре раза больше дилерских центров. Другие производители вполне могли последовать примеру Hyundai, но нет — они продолжали снижать цены и предлагать денежные стимулы. Программа Hyundai Assurance была маркетинговой инновацией. Компания ничего не изобрела, чтобы продавать более совершенные машины, — она придумала, как лучше продавать то, что было.

При смещении центра тяжести в сферу маркетинга и продаж снижение затрат и рисков потребителей выходит на первое место — это и есть основной способ создания стоимости на стадии продаж. Что легко подтверждают многие наши примеры: Facebook снижает затраты потребителей на общение с друзьями, Coca-Cola — на поиски освежающего напитка, а Orica гарантирует каменоломням нужный результат.

Задают ли исследовательские центры темп инноваций?

Разработка инновационных продуктов — производственная необходимость. Конкуренты иногда воспринимают чужие технологические инновации как величайшую угрозу своему бизнесу. Но на самом деле инновации опасны лишь тогда, когда они посягают на ваше конкурентное преимущество в сфере маркетинга и продаж. Незачем беспокоиться по поводу каждой новинки, выпущенной конкурентами, или каждой новой функции, ими придуманной, — действуйте, только когда они предлагают потребителям новые критерии для совершения покупки. В конце концов Kodak погорела не потому, что наступила эпоха цифровой фотографии, а потому, что не последовала новым курсом, когда изменились эти критерии.

Gillette — совсем другая история. Способы бритья совершенствуются уже сто лет, но именно Gillette по-прежнему контролирует появление каждого очередного поколения бритв и лезвий. Хотя последние тридцать лет конкуренты знают, что новое поколение бритв Gillette — это дополнительный режущий край на лезвии и еще какой-нибудь угол наклона или добавочные вибрации на бритве, они даже не пытаются предвосхитить это третье, четвертое или пятое лезвие. Почему? Потому что это им ничего не даст. Критерии оценки — и доверие потребителей — принадлежат Gillette, поэтому еще одно лезвие они сочтут целесообразным, только если его предложит именно Gillette, проводя рекламную кампанию стоимостью в миллиард долларов. Четыре лезвия лучше, чем три — если так говорит Gillette. Иными словами, технические усовершенствования не ускоряют темп изменений отрасли, это делает маркетинг.

Изменения рынка бывают эволюционными, поколенческими или революционными, и каждый тип можно рассматривать сквозь призму психологии потребителя. Эволюционные изменения расширяют прежние критерии, которыми руководствуются люди, совершая покупки: если это автомобиль, то больше лошадиных сил в двигателе или выше эффективность использования топлива; если полупроводниковый чип, то выше скорость обработки информации; если лекарства, то более действенные. При смене поколений появляются новые критерии в дополнение к старым и зачастую новые сегменты рынка: безалкогольные напитки без сахара, гибридные транспортные средства, памперсы, лекарственные препараты, которые надо принимать не три раза в день, а только раз. Революционные изменения не просто сопровождаются появлением новых критериев, они отменяют прежние. Новые контроллеры электронных игр Nintendo Wii изменили сам процесс игры. Сенсорные дисплеи и мультисенсорные интерфейсы — представления покупателей о «хорошем» смартфоне. А вакцины от туберкулеза, СПИДа или малярии через пару десятков лет, наверное, перечеркнут нынешние методы лечения.

Революционное изменение требует больше энергии, чем поколенческое, а оно, в свою очередь, — чем эволюционное. В каждом случае инновационность продукта — больше преимуществ, чем у нынешнего, — способствует развитию рынка, но не гарантирует его изменения. Судя по частым неудачам новинок, компании по-прежнему много вкладывают в разработку продуктов, но не могут изменить критерии совершения покупки. Технология — необходимое, но не достаточное условие эволюции рынков. Проводить потребителей через эволюционные, поколенческие и революционные изменения, должен маркетинг.

Смещение центра тяжести

То в одной отрасли, то в другой центр тяжести смещается в сторону маркетинга и продаж, и этот факт заставляет усомниться во многих традиционных представлениях о бизнесе, в частности о конкурентном преимуществе, конкуренции и инновации.

Смещение центра тяжести в сторону маркетинга и сферы продаж особенно важно для компаний трех типов. Во-первых, для компаний из отраслей, ориентированных на продукт, например фармацевтической или информационных технологий; если они научатся создавать стоимость в маркетинге, то в их истории начнется новая эра. Во-вторых, для компаний из зрелых отраслей, которые все чаще производят одинаковую продукцию. Эти компании хотят отличаться от конкурентов, причем не за счет легко воспроизводимых продуктов или производственных технологий. Третий тип — это компании, которые хотят продвинуться вверх в цепочке создания стоимости. Именно в сфере маркетинга и продаж они могли бы предложить партнерам нечто новое и ценное и тем самым выгодно отличиться от остальных поставщиков.

«Эпицентр» создания стоимости и конкурентного преимущества все чаще оказывается не в самой компании, а на рынке. Преуспеют в маркетинге и сфере продаж те компании, которые будут привлекать потребителей, сокращая их издержки и риски, и отгонять конкурентов, обретая собственное неповторимое «лицо». На этом поле действуют свои правила, и компании, которые их осваивают, первыми занимают самые выгодные позиции.

* деятельность на территории РФ запрещена