Закладки


Поделиться

URL
***

Менеджмент / Стратегия

27 октября 2008

Правильная игра: теория игр и стратегия бизнеса

Бизнес — игра с высокими ставками. И сам язык, которым мы описываем ее, отражает наше к ней отношение. Многие выражения заимствованы из военной и спортивной лексики. Но ведь бизнес — не война и не спорт: если вы одерживаете победу в бизнесе, это не значит, что кто-то другой потерпел поражение. Компании вполне могут преуспевать, и не пуская по миру конкурентов. Хотя даже виртуозное владение техникой игры не гарантирует успеха, если вы выбрали не ту игру.

В бизнесе самое главное — играть в правильную игру. Но как это понять и что делать, если вы выбрали не ту? Чтобы помочь руководителям ответить на эти вопросы, мы на основе теории игр разработали свою систему.

Теория игр получила окончательное признание в 1994 году — тогда Джон Нэш, Джон Харшань и ­Рейнхард Зелтен получили Нобелевскую премию в области эко­но­ми­ки за «новаторский анализ равновесия в теории игр с противоположными интересами». А началось все в 1944-м, когда математик Джон фон Нейман и экономист Оскар Моргенштерн выпустили книгу «Теория игр и экономическое поведение». Их труд был сразу же провозглашен одним из величайших научных открытий века. Авторы предложили систематический подход к пониманию того, как ведут себя игроки в ситуациях, когда удача каждого зависит от всех остальных. Фон Нейман и Моргенштерн выявили два типа игр. Первый — игры по правилам: игроки соблюдают оговоренные условия, к примеру, контракт, договор о займе, соглашения о торговле. Второй тип — нерегламентируемые игры: игроки действуют на свой страх и риск, их не сдерживают жесткие правила. Скажем, продавцы и покупатели заключают сделку, которая выгодна им, а не которую им кто-то предпишет. Бизнес играет в игры обоих типов.

Согласно теории игр к играм по правилам применим принцип «каждое действие вызывает противодействие». Но, в отличие от третьего закона динамики Ньютона, противодействие не обязательно должно быть равной силы и противоположной направленности. Чтобы понять, как отреагируют на ваш ход другие, надо проиграть в уме все...

СТАТЬЯ ДОСТУПНА ТОЛЬКО ПОДПИСЧИКАМ
Пожалуйста, выберите удобный период оплаты:

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться


САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ