Закладки


Поделиться

URL
***

Менеджмент / Стратегия

27 июля 2009

Возможно, "великим" просто повезло?

Изучать и применять опыт наиболее преуспевающих компаний хотят многие. Такие книги, как «В поисках совершенства» Томаса Питерса и Роберта Уотермана и «От хорошего к великому» Джима Коллинза, становятся бестселлерами. Однако успех большинства компаний, которые приводят в пример авторы этих исследований, в большинстве случаев объясняется лишь удачным стечением обстоятельств.

Не мы первые подвергаем сомнению исследования успешности, но наши предшественники критиковали в основном методы сбора и анализа данных. Мы же видим здесь более глубокую проблему. Дело в том, что во многих «суперуспешных» компаниях по сути нет ничего особенного. Исследователи ищут закономерности там, где им неоткуда взяться, они занимаются не наукой, а астрологией.

Эксперимент профессора Ребекки Хендерсон из Школы бизнеса Слоуна Массачусетского технологического института наглядно показывает, сколь легко поддаться искушению «все объяснить», когда речь идет о совершенно случайных событиях. «В начале курса по стратегическому управлению я прошу всех студентов встать и подбросить монетку, — говорит она. — Тем, у кого выпала решка, надо сесть, остальные продолжают стоять. В аудитории около семидесяти студентов, поэтому не удивительно, что после шести-семи бросаний стоять остаются только один-два. Изображая восхищение, я подхожу к ним и спрашиваю: “Как вам это удалось? Семь раз подряд орел! Можно взять у вас интервью? Вы родились в рубашке? Или вы как-то по-особому подбрасываете монетку? Вы не возражаете, если я изучу ваш подход?”»

Эта ситуация отлично иллюстрирует, насколько глупо связывать результаты случайных событий (по сути те же выпадения орла или решки) с уникальными свойствами участников: просто им повезло больше других. С уверенностью говорить об особых свойствах компаний можно только в тех случаях, когда их успехи не объяснить, исходя из теории вероятностей. Большинство исследователей упускают это из виду, утверждая, что отличные результаты «говорят сами за себя».

Чтобы понять, какую роль случайное...

СТАТЬЯ ДОСТУПНА ТОЛЬКО ПОДПИСЧИКАМ
Пожалуйста, выберите удобный период оплаты:

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться


САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ