Закладки


Поделиться

URL
***

Менеджмент / Стратегия

14 марта 2010

Когда толпа ошибается

Наверное, каждый руководитель хочет более-менее точно представлять себе будущее своей компании. Хорошо ли будет продаваться продукт? Как покажет себя новый начальник отдела? Когда компания сможет переехать в новый офис?

Иногда, чтобы получить ответ на подобного рода вопросы, лучше всего опросить побольше людей и согласиться с мнением большинства. Как отмечает Джеймс Суровецки в книге «Мудрость толпы» (James Surowiecki. The Wisdom of Crowds. Doubleday, 2004), часто большая группа людей делает более верные выводы — назовем их среднестатистическими суждениями, — чем отдельные специалисты, поскольку в группе аккумулируются самые разные знания.

На самом деле непонятно, почему и когда среднестатистические суждения оказываются точными или неточными. Лучше всего это объяснил маркиз де Кондорсе, французский философ-просветитель, математик и социолог.

Кондорсе пытался понять, сколько присяжных нужно, чтобы исключить возможность судебной ошибки.

В 1785 году, применив теорию вероятностей к социальной науке, он разработал так называемую теорему присяжных. Теорема может оказаться полезной многим — она объясняет, когда стоит доверять мнению коллектива, и предостерегает тех, кто считает, что коллектив всегда примет более верное решение, чем один специалист.

Чтобы понять суть теоремы присяжных, представьте себе группу людей, которым задали вопрос, имеющий лишь два ответа — верный и неверный.

Вероятность того, что каждый респондент ответит правильно, больше 50%. Простой подсчет показывает: вероятность того, что большинство членов группы ответят безошибочно, стремится к 100% по мере увеличения ее численности.

Таким образом, если соблюдаются два условия — «побеждает» ответ большинства и каждый участник группы чаще всего отвечает верно, — то коллектив с большей вероятностью, чем один человек, отвечает точно, а большие группы реже ошибаются, чем малые. Социологи применили теорему Кондорсе к проблемам, имеющим больше двух решений. Если люди — рабочие, менеджеры, потребители — чаще...

СТАТЬЯ ДОСТУПНА ТОЛЬКО ПОДПИСЧИКАМ
Пожалуйста, выберите удобный период оплаты:

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться


САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ