5 советов для офлайн-компаний, которые уходят в онлайн | Большие Идеи

・ Стратегия

5 советов для офлайн-компаний, которые уходят
в онлайн

Офлайновым компаниям тяжело дается запуск Интернет-направления. Для них это даже сложнее, чем открыть новый офлайн-бизнес, но учиться - это вопрос выживания.

Автор: Сергей Рыжиков

читайте также

Советы тем, кто боится отпуска

Тристан Элизабет Гриббин

Что нужно знать об истории России ХХ века

Мариэтта Чудакова

«Они способны прославить каждого»

Джон Кинг,  Дэйв Логан,  Хэли Фишер-Райт

Вашей репутации ничто не угрожает?

Ньюквист Скотт,  Роберт Экклз,  Шац Роланд

Я общался с инвесторами, которые вложились в продажу мебели через Интернет в Москве. Они говорят: рост грандиозный. На очереди обувь, одежда, стройматериалы, товары для дома. Под воздействием IT-технологий эти рынки меняются прямо сейчас. Конкуренция переходит на новый уровень: новые игроки могут осваивать целые регионы, не открывая ни одной розничной точки.

Мне нравится пример компании Wildberries. Они конкурируют с магазинами одежды в Калининграде, Новосибирске, Екатеринбурге, хотя сами магазинов не имеют - у них только склады по всей стране. Многие мои знакомые говорили, что их супруги сидят дома с маленькими детьми и заказывают одежду через Интернет. На них подсаживаются. Чувствуется, что рынок одежды уже никогда не будет прежним.

Офлайновым компаниям тяжело дается запуск Интернет-направления. Для них это даже сложнее, чем открыть новый офлайн-бизнес, но учиться - это вопрос выживания. Вот мои советы для более быстрого и менее болезненного перехода бизнеса в Интернет:

Первый совет: повысьте «айтишника».

Когда-то я работал в банке, и в то время его проверяла независимая аудиторская контора из «большой четверки». Самой значимой рекомендацией по итогам проверки была такая: перевести IT-департамент из подчинения финансовой службе в подчинение гендиректору. Полностью согласен: между руководителем Интернет-направления и первым лицом компании не должно быть промежуточных звеньев.

Если вы генеральный директор, то человека, ответственного за IT, нужно сделать замом. Тогда Интернет станет ключевым направлением автоматизации бизнеса и даже изменения бизнеса. В компании услышат ответственных за IT, станут быстрее согласовывать их проекты, и это пойдет на пользу бизнесу.

Второй совет: соберите экспертный пул.

Выделите вместе со всеми топ-менеджерами своей компании один день. Пригласите к себе двух-трех экспертов из IT-компаний. Обсудите вместе, как добавить слово «Интернет» в свой классический бизнес.

После доклада на одной из конференций я два часа общался с директором одной продуктовой розничной сети. До этого он внимательно следил за «Утконосом» и другими Интернет-магазинами и хотел связать свой бизнес с IT. Но расчеты показывали, что логистика съест у него всю доходность. В итоге мы наткнулись на мысль создать мобильное приложение для заказа продуктов. Жена заказала, а ты заехал в магазин и забрал пакеты, расплатившись карточкой. Директор сети все записал и пошел думать.

Третий совет: задайте цель.

Поставьте задачу перед IT-направлением. Например, через четыре месяца запустить Интернет-магазин, и в течение года добиться того, чтобы 5% заказов делалось онлайн. Этот показатель может быть другим, адаптированным к конкретному бизнесу. Главное, чтобы он каждый год рос: если за год фирма должна достичь 5%, то через два года, например - 10%, а через три - 20%.

Четвертый совет: выделите деньги.

Выделяйте средства на реализацию Интернет-стратегии. А то ведь бывает, что человека возьмут, а бюджета нет. При этом IT -направление лучше выделить в отдельную бизнес-единицу, отдельный бизнес, и считать отдачу от инвестиций. Сколько инвестировать - надо решать индивидуально. Кому-то нужно вложить в развитие IT -направления 5% от оборота всей компании, чтобы получить 5% выручки в сети, кому-то - только 0,1%. Успешные бизнесы, при выходе в онлайн, по моим наблюдениям, окупаются за 3-4 месяца, а новые для покупателей направления, не представленные даже в офлайне - за 1,5-2 года. В любом случае, если кто-то говорит, что инвестиции в онлайн его разорили - не верьте.

Пятый совет: избавьтесь от страхов.

В Интернете товар будет обвешан меньшими издержками, чем в традиционной розничной точке, поэтому покупатели считают справедливым, если в сети он будет чуть дешевле. Не стоит бояться того, что если вы поставите более низкую цену на товар в Интернет-магазине, то вы оторвете кусочек от вашего офлайнового бизнеса. В целом, ваши оборот и доходность увеличатся.