Компании чаще умирают от обжорства, чем от голода | Большие Идеи

・ Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Компании чаще умирают от обжорства, чем
от голода

Если вам кажется, что у вашей команды «чересчур много всего на тарелке», возьмите тарелку поменьше.

Автор: Ник Тэслер

Компании чаще умирают от обжорства, чем от голода

читайте также

Лидерство с человеческим лицом

Марина Иванющенкова

Не бойтесь неудач

Билл Тейлор

Гибкого графика недостаточно

Трейси Бенсон

Российский гендиректор богаче британского

Светлана Романова / «Ведомости»

Дэвид Паккард как-то произнес: «Компании чаще умирают от обжорства, чем от голода». Недавние исследования различных диет показали, что занятная метафора Паккарда даже более полезна, чем он сам предполагал: современные лидеры могут извлечь из этой фразы важные уроки, которые пригодятся при выработке стратегии. Вот четыре таких урока.

Берите тарелку поменьше. Если вам кажется, что у вашей команды «чересчур много всего на тарелке», возьмите тарелку поменьше. Психологи из Корнельского университета во главе с Брайаном Вансинком обнаружили, что размер тарелки — один из основных стимуляторов переедания. Тарелка меньшего размера — самый простой способ для сокращения потребляемых калорий. И даже не требуется особых усилий воли, чтобы ограничить себя в еде.

Для руководителей «тарелка поменьше» означает сокращение списка приоритетов и стратегий. Единственно правильного числа нет, но навскидку посоветую ограничиться четырьмя крупными задачами в год. В таком случае на квартал придется одна основная цель, один «удар пульса». Возможно, вы все равно будете каждый квартал подавать своей команде обед из пяти блюд, но обязанность лидера — совершенно четко указать, какое блюдо (одно!) является главным.

Съешьте десерт… завтра. А что делать с интересными инициативами и задачами, которые не уместились на маленькой тарелке? Это возможные приоритеты запасного стратегического плана — список инициатив, которые вы сознательно отодвигаете на дальнюю конфорку, до будущего квартала и даже до будущего года.

Чем это хорошо? Психолог Николь Мид выяснила, что диета проходит лучше, когда человек не отрекается навеки от шоколадного пирожного, но говорит себе: «Я съем его завтра». Держать себя в жестких рамках нелегко. Навсегда убрать из меню любимое угощение — да мы нарушим эту клятву быстрее, чем произнесем! Гораздо разумнее и посильнее зарок: «Я позволю себе угоститься сладким, но только не сегодня». Так и вы — «ешьте» то, что значится в вашем «плане бездействия», но только не сегодня.

Избегайте эффекта «Какого черта?». Случалось вам посидеть только на сельдерее или заречься пить воду в «счастливый час»? Потом вы разрешаете себе выпить маленький бокал мартини или угоститься чипсами, тем самым провоцируя цепочку событий, которая завершится несколькими кружками пива и жирной нездорой пищей в качестве закуски. Вот это психологи и называют эффектом «Какого черта?». Стоит хоть немного отклониться от курса — и готово самооправдание: день с точки зрения диеты потерян; чем переживать, пустись во все тяжкие и наслаждайся едой по полной.

Правила маленькой тарелки и отложенного десерта могут попросту забыться в угаре обычного рабочего дня: возникают какие-то неотложные дела, нужно «гасить пожар», коллеги зовут на помощь — и к десяти утра день уже, вполне вероятно, «пропал», то есть приоритеты забыты, а под рукой — пустой пакетик из-под картофельных или мексиканских чипсов.

Решение проблемы: каждое утро составлять расписание с «приоритетной разминкой» выделить хотя бы 10—15 минут, но в самом начале рабочего дня. Это неприкосновенное время вы посвятите своему главному делу и только ему. Не проверяйте почту, не прослушивайте автоответчик, не болтайте с коллегами. Даже если вы будете «тупо таращиться» на лист бумаги с записанными на нем приоритетными задачами, в конце недели вы сами удивитесь достигнутым результатам — а уж в конце квартала или года и подавно!

Окружите себя правильными едоками. Ожирение заразно. Изумительное исследование, опубликованное в New England Journal of Medicine, обнаружило, что в компании толстых друзей шансы растолстеть утраиваются. Так и в некоторых корпорациях господствует стратегия обжорства. Одна клиентка недавно призналась: «Тройная переработка для нас — что почетная медаль». В этом смысле ее компания далеко не уникальна. Сократить количество проектов и первоочередных задач, в которых участвуешь, — признак слабости, профессиональной некомпетентности, это, в конце концов, вредно для карьеры. Одно наше исследование обнаружило следующий парадокс: 71% опрошенных полагает, что добились бы большей продуктивности, если бы сосредоточились на основных приоритетах за счет менее важных дел, но более половины из них опасается утратить в таком случае уважение начальников и коллег.

Видите, что происходит? Номинально руководители организаций отдают должное сосредоточенности и расстановке приоритетов, но все «понимают», что сосредоточенность на них приведет к утрате авторитета. В качестве лидера вы можете сделать очень простую вещь, чтобы переломить эту тенденцию: покажите команде свой собственный план бездействия и составьте такой же вместе с каждым из непосредственных подчиненных. Убедитесь, что в вашем плане есть хотя бы один проект (лучше два), которые удивят команду. Покажите им, как вы откладываете на потом облюбованный вами проект, как не приобретаете компанию, которой хотели бы завладеть, но предпочитаете выждать, как запуск нового продукта назначается не на этот год, а на следующий. Любой вариант годится, лишь бы демонстрировал способность ограничивать себя во имя основных целей.

И если справедливо утверждение Майкла Портера: «Суть стратегии — выбрать, чего не делать», то такая «диета» превратит вас в суперстратега — и как минимум убережет от несварения.

Читайте по теме: