Закладки


Поделиться

URL
***

Менеджмент / Стратегия

Краткая история способов конкуренции

08 мая 2015

Краткая история способов конкуренции

С конца XIX века можно наблюдать пять различных «волн» в способах конкуренции. Первым была ставка на эффективность. В этом, собственно, была первоначальная цель создания корпораций – облегчить производство товаров и услуг с минимальными временными, материальными и трудовыми затратами. Квинтэссенцией этого движения стал тэйлоризм – попытка превратить бизнес в науку об эффективности. Многие компании по-прежнему конкурируют на этой основе, и у тэйлоризма постоянно появляются теории-наследники – от реинжиниринга бизнес-процессов до «бережливого» производства.

Второй волной был масштаб, близкий родственник эффективности. Благодаря эффекту масштаба фирмам удается снизить издержки производства одного изделия и добиться более выгодной цены на товары и услуги. Движение масштаба приобрело особую популярность в 70-е годы, когда понятие «кривой опыта» переместилось с производственной линии на стол к корпоративному руководству в качестве элемента стратегии. Погоня за масштабом привела к консолидации и глобализации различных отраслей промышленности середины XX века и продолжается сегодня в таких отраслях, как сталелитейное дело, воздушные перевозки, фармацевтика и телекоммуникации.

Масштаб и эффективность особенно упирают на конкуренцию в сфере издержек. В начале 80-х годов на мировую арену вышел новый способ конкуренции – движение за качество. Главной фигурой в нем был Эдвардс Деминг, который принес концепцию «качество как образ жизни» в японские компании. Многие связывают экономический подъем Японии после Второй мировой войны с радикальным ростом уровня ее продукции. Если раньше гарантией качества была пометка «Сделано в США», то теперь ей стала надпись «Сделано в Японии». Лозунг «Качество – бесплатно» стал мантрой. А процессы проверки качества по принципу Шести сигм стали особенно популярны после того, как были официально приняты на вооружение корпорацией GE.

Сегодня качество, эффективность и масштаб продолжают играть роль в конкурентной борьбе. На каждый Wal-Mart и Ford, привлекающий...

Показать полностью

Доступ к статье закрыт.
Чтобы прочитать статью целиком, оформите подписку.

У меня уже есть подписка

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться


САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ