Почему в бизнесе выживают только параноики | Большие Идеи

・ Стратегия

Почему в бизнесе выживают
только параноики

Крупный бизнес отлично справляется с рутинной конкуренцией, но теряется в ситуации отмены общепризнанных правил.

Автор: Александр Лазуткин

Почему в бизнесе выживают только параноики

читайте также

Руководство «по увольнению» клиента

Дори Кларк

Хотите научиться думать?

Мариэтта Чудакова

Чем пандемия опасна для культуры вашей компании

Дженни Чатман,  Франческа Джино

Чтобы вам доверяли, станьте чуточку добрее

Тим Леберехт

Энди Гроув, сотрудник №4 корпорации Intel и ее легендарный первый гендиректор, утверждал, что в бизнесе «выживают только параноики». Параноик видит не только очевидные и рутинные угрозы, угрозы «на каждый день»; он распознает их до момента зарождения — и успевает принять меры. Но откуда они берутся, эти неочевидные угрозы, и почему они так важны?

Из биологии мы знаем, что изменения (эволюция) бывают двух видов:

  • постепенные, вызываемые необходимостью приспособиться к изменению ситуации в своей пищевой нише и освоить пограничные пищевые ниши. Это и есть рутинные угрозы; их легко увидеть, предсказать и парировать, потому что механизм работы с ними известен и опробован.
  • непредсказуемые изменения, приводящие к внезапному, как бы из ниоткуда, без заметных нам переходных форм, появлению новых видов.

В биологии изменения (как в бизнесе инновации) сначала появляются в небольшой группе индивидов, существующих в особых условиях, в сравнительно изолированной от внешнего мира пищевой нише. Особые условия порождают новое поведение, а естественный отбор благоприятствует индивидам, строение организма которых позволяет реализовать новое поведение наиболее эффективно. В условиях близкородственного скрещивания в изолированной группе происходит почти мгновенное, по меркам биологии, генетическое закрепление новых морфологических признаков. Обычно это ведет ко все большей специализации изолированной группы под условия своей ниши. В краткосрочном плане такая узкая специализация означает возможность очень эффективной эксплуатации ресурсов ниши, а в долгосрочном приводит к вымиранию узкоспециализированной группы, поскольку ни одна пищевая ниша не существует вечно.

Однако иногда приобретенные представителями такой изолированной группы особенности оказывают ценными и даже решающими и вне ниши, где они возникли. Тогда ранее изолированная, никому не известная группа вдруг распространяется по всему ареалу обитания, замещая другие группы сначала своего, а потом и не своего вида.

Читайте материал по теме: Что такое бизнес-модель?

Таким образом, паттерн изменений в биологии имеет вид «прерывистого равновесия», поскольку постепенные, почти незаметные адаптационные изменения, характерные для классического описания эволюции, создают впечатление покоя, стабильности, равновесия. Периоды равновесия в биологии могут длиться миллионы, даже десятки миллионов лет, пока накопленное разнообразие видов не будет вдруг сметено с игровой доски какой-нибудь маржинальной группой, которая займет все ниши с тем, чтобы потом заново начать процесс адаптации и образования новых видов — но уже на иной основе.

«Прерывистое равновесие» характерно не только для биологии. В бизнесе тоже периоды адаптации, небольших изменений, частных решений вдруг сменяются полным крушением господствующей парадигмы, связанным с внезапным появлением угрозы с отдаленной периферии от никому не известного игрока. Именно об этом предупреждал своих собратьев по корпоративному менеджменту Энди Гроув, ибо крупный бизнес отлично справляется с рутинной конкуренцией, но теряется в ситуации отмены общепризнанных правил. Вот несколько примеров:

Игнорирование. Фирма MITS была вытеснена Texas Instruments с солидного и устоявшегося рынка калькуляторов в результате ценовой войны. Пытаясь спастись, MITS ушла на маржинальный рынок любителей электроники и в конце 1974 года предложила первый персональный компьютер, Altair 8800.

Крупные корпорации, выпускающие сервера для крупного бизнеса, встретили успех «Альтаира», а потом и Apple 2 с недоверием, смешанным с брезгливостью. В 1977 году Кен Олсен, основатель и руководитель DEC, заявил: «Нет причины человеку держать компьютер у себя дома». Даже в 1992 году он настаивал: «Людям надоест нянчится с персональными компьютерами, и они захотят вернуться к терминалам».

В том же году акционеры вынудили его подать в отставку. Еще через шесть лет корпорация прекратила свое существование.

Читайте материал по теме: Закон сохранения привлекательной прибыльности

Предвосхищение. Xerox Corporation, на тот момент мировой лидер в области офисного оборудования, справедливо счел главной стратегической угрозой своему благополучию возможное появление безбумажных технологий и решил упредить события. К 1973 году в его научном подразделении был разработан Xerox Alto, первый настольный компьютер в его современной форме — с дисплеем, с мышкой, с графическим интерфейсом. Однако к тому моменту безбумажные технологии еще не реализовались; совет директоров счел, что от добра добра не ищут и закрыл проект.

Стив Джобс переманил к себе двух ключевых сотрудников, участвовавших в создании Xerox Alto, так что в итоге разработки корпорации Xerox ускорили появление тех самых безбумажных технологий, от которых он пытался защититься.

Xerox попытался было сопротивляться, выпустив в 1981 году Xerox Star, но было уже поздно. К 2001 году корпорация оказалась на грани банкротства с долгом в $17 млрд; ее акции упали за год с 60 до 4 долларов.

Оседлать волну перемен. Мало кто сейчас помнит, что слайды существовали до появления MS PowerPoint. Слайды тогда делались на целлулоиде и демонстрировались с помощью специального проектора. Изготовляли их в больших сервисных бюро, и удовольствие это было не из дешевых: бюро брали по 240 тогдашних долларов за час работы на их специализированных под компьютерный дизайн рабочих станциях. В силу своей дороговизны такие слайды использовались только для корпоративных презентаций на высшем уровне.

В сентябре 1987 года Microsoft выпустил первую версию PowerPoint. Лидер среди сервисных бюро, Genigraphics, решил увидеть в этом не угрозу, а возможность увеличить востребованность своего продукта. Представители Genigraphics начали работать с Microsoft над улучшением их продукта, создали многие из существующих и поныне темплейтов. В свою очередь PowerPoint 2.0 (1988) позиционировался как средство дизайна слайдов, которые потом можно отдать в сервисные бюро для создания высококачественных 35мм диапозитивов. Ликвидировав узкое место на стадии дизайна, Genigraphics рассчитывал наверстать свое на стадии изготовления слайдов.

К 1994 году Genigraphics обанкротилась. Руководство компании не предвидело, что созданная ею новая пищевая ниша привлечет японские корпорации. Японцы же создали проекторы, напрямую подключающиеся к ПК, и тем самым сделали изготовление слайдов на целлулоиде ненужным.

Бытие определяет сознание. Энди Гроув знал, о чем пишет: сам Intel тоже начал свое восхождение к величию с периферии ИТ-бизнеса. В конце 1970-х гг. корпорация была вытеснена с солидного и устоявшегося рынка чипов памяти в ходе ценовой войны, начатой японскими производителями. Пытаясь спастись, компания перешла на в то время маржинальный рынок микропроцессоров. В результате цепи последовавших за этим событий и совпадений она разрушила статус-кво, принеся крупных игрокам немало горя: Лу Герстнер, например, едва спасший в тот момент IBM от банкротства, в своих мемуарах использует словосочетание «wintel solution» практически как ругательство.

Сам став крупным бизнесом, Intel теперь инвестирует миллиарды долларов в избыточные производственные мощности, отпугивая желающих выйти на рынок процессоров и предотвращая этим их коммодизацию. Стратегия работает: корпорация блокировала попытку AMD перехватить технологическое лидерство в 2007 году простым снижением цен на уже существующие процессоры.

Как видим, Intel с уходом Энди Гроува забыл уроки собственного прошлого: новый прорыв в сфере компьютерной архитектуры обесценит все его вложения в избыточные производственные мощности.

Что ж, мир сложнее, чем хотелось бы корпорациям. Перемены приходят откуда не ждали, их невозможно предвидеть, а если их и предвидишь, то к ним невозможно подготовиться, потому что системные изменения слишком широки и слишком непредсказуемы, чтобы можно было рассчитывать оседлать волну перемен.

Но для маржинальных игроков это благая весть. Вас вытесняют с богатого рынка? Посмотрите, нет ли возможностей на окраинах. Вы — маленькая специализированная компания, с трудом сводящая концы с концами в изолированной нише? Ищите возможности приложения своих компетенций в большом мире. В мире прерывистого равновесия шанс есть у каждого.

Читайте по теме: