Три причины, по которым совещания по стратегии раздражают вашу команду | Большие Идеи

・ Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Три причины, по которым совещания по стратегии раздражают
вашу команду

При правильном подходе совещания по стратегии помогают прояснить перспективы компании и придают ей новый импульс.

Автор: Дуг Сандхейм

Три причины, по которым совещания по стратегии раздражают вашу команду

читайте также

Кто должен управлять фрилансерами

Джон Янгер,  Ришон Блумберг

100 лучших генеральных директоров мира

Редакция «HBR — Россия»

Лучший способ выплеснуть гнев наружу

Питер Брегман

Притча о колодце и монахе

Ананьин Алексей

При правильном подходе совещания по стратегии помогают прояснить перспективы компании и придают ей новый импульс. Они консолидируют усилия вашей команды вокруг ключевых решений и создают позитивный настрой.

В противном случае — вызывают лишь раздражение. Они отнимают время и энергию людей или, того хуже, в очередной раз подкрепляют закостенелые точки зрения, что приводит к разочарованию коллектива в общем деле и потере интереса к нему.

По работе мне доводилось участвовать в сотнях стратегических совещаний как в крупных компаниях из списка Fortune 500, так и в небольших стартапах. Я воочию наблюдал, как бизнес-лидеры снова и снова совершают три распространенные ошибки.

  • Нереальная повестка дня. Руководители зачастую настроены слишком оптимистично в отношении тех вопросов, которые они собираются решить в отведенное время. Например, один мой клиент, планируя встречу с участием десяти человек, выделил час на «всестороннюю оценку трудностей, с которыми мы столкнулись в Европе, а также разработку общей стратегии, направленной на их преодоление». Я посмотрел на него и сказал: «Вы же, надеюсь, понимаете, что за час это неосуществимо?». Раздосадованный, он вынужден был согласиться.

    Я понимаю, почему он так поступил. В повестке его шестичасового совещания было четыре важных проблемы, и по каждой из них он во что бы то ни стало хотел добиться резолюции. Взвесив ситуацию рационально, он осознал, что это попросту невозможно. Это его сильно расстроило.

    Мой совет: выберите для рассмотрения одну или две наиболее приоритетные задачи. Остальное отложите на потом. Если вы сможете продвинуться вперед в решении ограниченного числа вопросов, люди с большей охотой согласятся участвовать в следующем шестичасовом совещании в ближайшем будущем. Вполне вероятно, что они даже отнесутся к нему с энтузиазмом, ведь на нем они опять смогут сделать что-то полезное.

    Однако если вы все-таки увязнете, пытаясь объять необъятное, вы окажете себе медвежью услугу. Во-первых, вы не добьетесь решения или согласия по тем вопросам, которые обсуждали, а во-вторых, люди утратят всякое желание и мотивацию участвовать в следующем совещании.

  • Плохая подготовка к встрече. Самую важную часть работы необходимо провести до самого совещания. Это могут быть исследования, анализ перспектив, подготовка различных сценариев развития событий, определение главных задач. Иногда вам хватает времени и ресурсов, чтобы скрупулезно подготовиться. В других случаях в основном приходится полагаться на свою интуицию. Но как бы то ни было, еще до встречи вы должны прийти к некоей ясной для всех точке зрения и изложить ее в виде документа. На совещании эту точку зрения можно обсуждать, развивать или подвергать критическому разбору. Чем на совещании по стратегии не стоит заниматься — так это пытаться сформировать стратегическую позицию. Это практически невозможно сделать в режиме реального времени и при участии большого количества людей.

    Читайте материал по теме: Что такое бизнес-модель?

    Тем не менее я постоянно наблюдаю такого рода попытки. Без всякой предварительной подготовки команды в спешке находят темы, полные нюансов и подводных камней. Они рассуждают примерно так: «Сейчас соберемся и сообща все быстро решим». А потом удивляются, когда работа совещания полностью нарушается или же вовсе выходит из-под контроля.

    Помните, что причина, по которой вы устраиваете совещание, а не просто принимаете очередное операционное решение, заключается в том, что рассматриваемый вопрос действительно сложный. Если бы он был простым, можно было бы обойтись и без встречи. Сложные темы требуют тщательной и вдумчивой подготовительной работы.

  • Игнорирование потребности в умелом посреднике. Хорошие модераторы дискуссии подобны надежным проводникам в джунглях. Они знают конечную цель пути, ландшафт местности, по которой они перемещаются, сильные и слабые стороны людей, которых они ведут за собой. Они понимают, как продолжить движение в случае возникновения конфликта или когда дискуссия зайдет в тупик. Это в чем-то наука, а в чем-то искусство. Но умелые модераторы встречаются редко. И в большинстве своем они допускают четыре распространенные ошибки.
    • Они не устанавливают четкие цели дискуссии. В чем заключается успех того или иного разговора? Должны ли мы поделиться своими соображениями? Обсудить? Прийти к какому-то решению? Слишком часто задачи не разъясняются заранее. Люди просто сходу вступают в ярую дискуссию и начинают высказывать свои мнения — без всякой цели, просто чтобы заявить о своей точке зрения. В итоге совещание подходит к концу, а ясности в рассматриваемом вопросе как не было, так и нет. Мой совет: прежде чем начать встречу, объясните предельно четко, каких результатов вы хотите добиться, и направьте совместные усилия на решение этих конкретных задач.
    • Они выбирают неправильную стратегию для дискуссии. Вы можете попасть в самое яблочко с темой и успешно определить нужные цели, но промахнуться с выбором стратегии вашего диалога. Самый распространенный просчет — пытаться привлечь слишком много людей к обсуждению сложного вопроса. Я нахожу, что в дискуссиях на сложные темы число участников не должно превышать 7—10 человек. Если людей больше, то они начинают выключаться из разговора, попросту убивая его эффективность. Если у вас большая команда, разбейте ее на несколько малых групп, а позже отберите лучшие из сгенерированных ими идей.
    • Читайте материал по теме: Закон сохранения привлекательной прибыльности
    • Они не замечают сигналов в общем шуме. На стратегическом совещании важнейшие сигналы не всегда бросаются в глаза. Они могут потеряться на фоне общего шума и гама. Во многих случаях причина этого заключается в том, что самый громкий голос не всегда является самым дальновидным. Хорошие посредники должны уметь быстро и динамично отсеивать сигналы от шума, чтобы не терять концентрацию на самом важном. Перед началом совещания тщательно продумайте, как, на ваш взгляд, должны выглядеть наиболее значимые сигналы. Так у вас будет больше шансов их заметить.
    • Они чрезмерно сковывают дискуссию или же, наоборот, дают слишком много свободы. Всем нам приходилось бывать на таких встречах. При избыточном контроле едва в обсуждении появляются хоть маломальские нотки креативности, модератор пытается вернуть группу «в рамки повестки совещания». Это напрочь убивает творческую энергию собравшихся. С другой стороны, если посредник пускает разговор на самотек, то люди продолжают спорить о незначительных и никому неинтересных деталях, когда по-хорошему тему уже давно пора бы было закрыть. Толковые модераторы должны стараться найти баланс. И есть еще один трюк. Если вы не знаете, как поступить, приостановите дискуссию и спросите мнение самих ее участников — стоит ли вам продолжить или прервать обсуждение. Большинство людей вполне в состоянии адекватно себя оценить.