Закладки


Поделиться

URL
***

Менеджмент / Управление изменениями

03 августа 2010

Мощь работников поневоле

Все чаще потребители бесплатно выполняют какую-то часть работы: самостоятельно заливая бензин в бак автомобиля, пользуясь кассами самообслуживания, заполняя онлайн-анкеты. В большинстве случаев обоюдная выгода очевидна, и люди молча соглашаются на обмен: «я сам залью бензин, а вы сбавите цену». Но некоторые компании умеют задействовать умственную и физическую энергию клиентов так, что те этого даже не замечают. Сторонники таких методов говорят, что они используют энергию, которая иначе тратилась бы впустую, противники — что бесплатный сыр бывает только в мышеловке.

Энергетическая походка

Говорят, Томас Эдисон проводил ничего не подозревающих посетителей через турникет, который накачивал воду в бак, стоявший на крыше его дома (предание, впрочем, утверждает, что он признавался в этом). Такой же принцип, но в большем масштабе используется в тысячах проектов, смысл которых — получить энергию за счет движения людей и направить на службу тому, кто ее аккумулирует. Эту концепцию аспиранты Массачусетского технологического института Тадеуш Ющик и Джеймс Грэм метко назвали «возделыванием толпы». В основе многих подобных проектов — пьезоэлектрический эффект, то есть способность некоторых материалов производить электричество при сжатии или иной деформации. Восточно-японская железнодорожная компания первой встроила пьезогенераторы в полы: они собирают небольшие разряды электричества, которые образуются при каждом шаге проходящих через турникеты тысяч пассажиров на вокзале в Токио. Руководство компании раcсчитывает вырабатывать таким образом столько электричества, чтобы работали турникеты и информационные табло. Однако для этого нужно существенно повысить КПД и размеры системы: во время первых испытаний энергии, произведенной толпой пассажиров, хватило только на то, чтобы на пару минут зажечь стоваттную лампочку.

Расшифровка даром

Если вам доводилось заказывать билеты в интернете, создавать электронный почтовый ящик или открывать страничку на Facebook, вы видели подобные наборы ...

СТАТЬЯ ДОСТУПНА ТОЛЬКО ПОДПИСЧИКАМ
Пожалуйста, выберите удобный период оплаты:

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться


САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ