Вечная молодость | Большие Идеи

・ Управление изменениями


Вечная молодость

Автор: Ицхак Адизес

Вечная молодость

читайте также

Что делать СЕО во время цифровой революции

Роман Тышковский

Как повлиять на мнение аналитиков

Гройсберг Борис,  Джордж Серафейм,  Нитин Нория,  Пол Хили

Утомленные функциями

Раст Роланд,  Томпсон Виана Дебора,  Хамилтон Ребекка

Оппозиция: понять и обезвредить

Шихан Майкл

Главная задача лидера — продлить насколько возможно расцвет компании и не допустить ее старения. Молодая организация «пышет здоровьем»: предпринимательский дух силен, коллектив сплочен, действия руководства точны и своевременны. В стареющей царят бюрократия, медлительность и разобщенность. Если ничего не изменить, компании грозит смерть.

Реальный возраст организации не зависит от прожитых лет и размера. Я знал молодые компании, которым было по сто лет, и дряхлые, которым едва минуло пять; растущие корпорации и умирающие маленькие фирмы. Правильно управляемая компания может пребывать в фазе расцвета бесконечно.

У старения множество симптомов. Два встречаются чаще других. Первый — смена приоритетов. В развивающейся организации бал правят отделы продаж и маркетинга, в стареющей — финансовые, юридические и кадровые. Вся власть в увядающей у руководства, а ответственность несут рядовые сотрудники. При принятии решений такую компанию может разбить паралич. Она теряет гибкость, а ее действия замедляются. Второй симптом — бюрократизация. В развивающейся компании разрешено все, что не запрещено, в стареющей — наоборот. В развивающейся повышение получают за заслуги, в стареющей — благодаря связям.

Организация становится бюрократизированной. Хотя эти признаки типичны, нормальными их не назовешь. Начни руководство бороться с ними еще в пору расцвета, увядания не было бы. Предотвратить старение реально — нужно лишь понять его причины. Их четыре:

• Неуместный стиль менеджмента. На стадии «юность» (Ицхак Адизес выделяет восемь стадий жизни компании, подробнее об этом можно прочитать в статье «Искусство изменяться», «HBR—Россия», № 9, 2006. — Прим. ред.) у руля встают административные управленцы, для которых важнее всего «закон и порядок». Такой стиль уместен, когда организацию надо взять под контроль, и, если «администраторы» хорошо выполняют работу, дела упорядочиваются и компания переходит в фазу расцвета. Но если они и дальше останутся у руля, развитие быстро остановится. «Администраторы» слишком консервативны, чтобы проводить реорганизации. Стиль лидерства, работающий на одной стадии, губителен для другой.

• Морально стареющее руководство. Чтобы определить истинный возраст управленцев, достаточно задать им вопрос: вас устраивает то, чего вы добились? Если они жаждут большего, все в порядке — в душе они молоды. Если удовлетворены, плохо дело — это признак моральной старости. Скоро они забросят изменения, а организация начнет хиреть.

• Усыпляющее лидерство. Доля компании во многом зависит от того, как ее руководство представляет свой рынок. Стать первым на рынке электрообогревателей проще, чем на рынке климатического оборудования. Уйдя в отрыв на узком рынке, менеджмент часто успокаивается. Тут-то и начинается старение.

• Немощная структура. Предпринимательский дух умирает в излишне централизованной компании. Он монополизирован руководством, а сверху потребности рынка видны плохо. Топ-менеджеры хотят делать все и за всех — в результате они нигде не преуспевают.

У каждой болезни — свое лечение. Если причина дряхления в моральной старости руководства, смените его — президентов нельзя перевоспитать. То же сделайте, если компанию тянет ко дну неуместный стиль менеджеров. А трудности с немощной структурой лечатся реорганизацией и децентрализацией. Если проблема в восприятии рынка, пересмотрите свои взгляды на него. Мы помогли одному производителю красок (он контролировал 34% рынка, конкурент — 17%), порекомендовав начать выпускать «эстетическое защитное покрытие для стен». Конкурентами компании тут же стали производители обоев, и ее доля упала до 3%. Это возродило дух предпринимательства, которого в организации давно уже не было.

Устранив причины старения, компания может находиться в фазе расцвета вечно — если будет регулярно проводить реорганизацию и ориентироваться на нужды клиентов.