Почему социальные технологии никак не могут внедрить? | Большие Идеи

・ Управление изменениями

Почему социальные технологии никак не
могут внедрить?

Стереотипы топ-менеджмента сдерживают внедрение новых технологий управления.

Автор: Сергей Карелов

читайте также

Что мешает отделам продаж продавать решения

Скотт Эдингер

Обратные инновации

Виджей Говиндараджан,  Уинтер Амос

Фирмы с психологией

Дуэк Кэрол

Сохранит ли компания Groupon свою бизнес-модель?

Каран Жиротра,  Сергей Нетесин,  Симон Маринези

Стереотипы топ-менеджмента сдерживают внедрение новых технологий управления

Тема стремительно набирающих популярность социальных технологий для корпораций стала в 2011 столь же популярной, как и темы социальных медиа и социальных сетей широкого потребления (типа Facebook, LinkedIn, Twitter и т.д.).

Gartner назвал тему социальных технологий для корпораций - Social Organization и объявил ее новой главой в управлении бизнесом. Примерно о том же написали аналитики IDC, предложив новую таксономию социального бизнеса (Social Business) и описав новый сегмент рынка People as a Platform для его развития. Компания IBM объявила социальный бизнес новым фронтиром и перепозиционирует под него свои продуктовые линейки. А McKinsey закончила 2011 год этой темой и начинает 2012 также с нее. Ссылаясь на результаты проведенного компанией опроса среди более 4 тысяч топ-менеджеров различных индустрий и географий, консультанты McKinsey убедительно показывают значительную корреляцию уровня внедрения социальных технологий для корпораций с их долей на рынке, маржинальностью их бизнеса и положением среди лидеров своих индустриальных сегментов.

Однако колоссальный рост популярности темы социальных технологий для корпораций среди консультантов и аналитиков рынка происходит на фоне весьма низкого уровня проникновения этих технологий и достаточно примитивного их использования в реальном бизнесе.

Эксперты Forrester Research, анализируя результаты исследования «The State Of Workforce Technology Adoption: US Benchmark 2011», отмечают, что «несмотря на существенные и продолжающиеся инвестиции в корпоративные социальные технологии, их примерно семилетнее присутствие на многих предприятиях привело лишь к максимум 12-процентному уровню охвата сотрудников этих предприятий».

Одна из главных причин незрелости этого рынка — стереотипы топ-менеджмента, который, попросту говоря, не верит, что какие-то там социальные технологии могут оказаться при трансформации бизнеса куда эффективней старой и проверенной «вертикали власти». А уж поверить, что источником инноваций для компании могут быть не уполномоченные на то эксперты, а никому среди топ-менеджмента неизвестные «скрытые таланты», — уж увольте!

Подобные стереотипы основаны на представлениях о социальных технологиях для корпораций как об обычных социальных сетях, в которых, однако, общаются не кто попало, а лишь свои сотрудники и, возможно, клиенты компании. Такому неверному представлению немало помогли (вовсе того не желая) и журналисты. Ведь выражения «Facebook для корпораций» или «Facebook для работы» куда понятней топ-менеджерам, чем какая-нибудь «социально-коллаборативная корпоративная платформа».

В итоге такого упрощенного подхода у многих топ-менеджеров появляется разочарование: как же, ведь мы «Facebook для работы» уже установили, а ничего принципиально нового в компании не происходит. Тем более что самые распространенные социальные платформы от грандов софтверного рынка (такие, как MS SharePoint или IBM Connections) имеют в себе лишь скелетный функционал, и построить на такой платформе социальный бизнес просто невозможно. А ведь далеко не все компании готовы (как, например, 3М) использовать сразу несколько социальных платформ от разных производителей, каждая из которых несет в себе нужный функционал, отсутствующий у других. Да что там интеграция платформ! Ведь для построения социального бизнеса внедрение социальных платформ лишь первый шаг, предполагающий долгую целенаправленную деятельность.

Но прогресс не остановить. И новая глава в управлении бизнесом — социальные технологии, уже открыта. И похоже, что без этих технологий бизнес не в состоянии справиться со все нарастающим темпом роста числа изменений в окружающем мире. Как справедливо написал Бил Тейлор в своем блоге на HBR, чтобы успевать за цунами нарастающих изменений, корпорациям необходимо, во-первых, максимально расширить круг людей как источников креатива, во-вторых, максимально расширить сферу поиска инновационных идей вплоть до старых идей из других индустрий и, в-третьих, организовать коллективный поиск как новых идей, так и новых людей, способных их придумывать.

Именно для этого и создаются все более совершенные и интегрированные социальные технологии для корпораций. Осталось лишь преодолеть упрощенческие стереотипы топ-менеджмента и начать применять эти технологии не в качестве Фейсбука для корпораций, а для вдумчивого и спланированного решения конкретных задач бизнеса.

* деятельность на территории РФ запрещена