Три этапа успешных перемен | Большие Идеи

・ Управление изменениями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Три этапа
успешных перемен

Как осуществлялись самые успешные изменения в бизнесе и обществе

Автор: Нэнси Дуарте

Три этапа успешных перемен

читайте также

Как не сгореть на работе: пять шагов на пути к полноценной жизни

Моник Валькур

Почему Amazon регулярно пересматривает свою бизнес-модель

Каран Гиротра,  Сергей Нетесин

Гибкое начальство

Даррел Ригби,  Сара Элк,  Стив Берез

Чем Agile может помочь ученым и исследователям

Алессандро Ди Фиоре,  Андреа Сеньялини,  Кендра Уэст

Лидеры, деятельность которых меняет мир — начиная от политиков, таких как Мартин Лютер Кинг, и заканчивая предпринимателями, подобными Стиву Джобсу, побуждают людей идти за ними в неизведанное, непредсказуемое, неопределенное. Они помогают своим последователям преодолевать страхи и трудности, связанные с переменами. Я пыталась выяснить, есть ли у этой магии некий рецепт, ведь организациям, чтобы как можно дольше оставаться на плаву, просто необходимо поддерживать бум инноваций и преобразований. Многие компании, включая и мою собственную, убедились в этом на своем горьком опыте, когда в один прекрасный день наши продукты и услуги безнадежно устарели. Поэтому мы с моей коллегой Пэтти Санчез решили исследовать, как осуществлялись самые успешные изменения в бизнесе и обществе, и найти в них общие черты и закономерности.

И вот что мы обнаружили. Этот процесс во многом повторяет классическую трехчастную структуру повествования с началом (завязкой), серединой (развитием) и концом (развязкой), а также многочисленными взлетами и падениями на всем его протяжении. Все выдающиеся лидеры, историю которых мы изучали, воспроизводили этот процесс снова и снова — в каждой своей новой идее и в каждом своем начинании. Чтобы лучше это понять, представьте себе длинную вереницу волнообразных кривых, которая уходит за горизонт в бесконечность, препятствуя самодовольству и предотвращая стагнацию, потому что вдохновение — это работа, у которой нет конца.

В самом начале вы делитесь своей мечтой с другими людьми и убеждаете их совершить прыжок веры. У вас есть идея что-то улучшить, но для ее осуществления вам нужна помощь и поддержка других людей — ваших сотрудников, партнеров, клиентов или инвесторов. Поэтому вы берете на себя роль проводника с горящим факелом в руке, который озаряет путь до своей цели, помогая людям понять, куда они идут и каким будет их путешествие. Вы ярко и красочно описываете, что вас ждет в конце, чтобы ваши попутчики тоже захотели поскорее туда добраться. В начале года многие руководители произносят программную речь, которая также служит этой цели.

Затем, продвигаясь вперед, вы вдохновляете людей взять на себя новые обязательства. Это непростая задача. Люди часто отвергают то, что выводит их из равновесия. Именно поэтому, чтобы увлечь их за собой, так важно нарисовать захватывающую картину перспектив и наград, которые их ждут в конце. Убедите их, что ради этого стоит рискнуть. Кроме того, не забудьте рассказать о тех жертвах, которые им придется принести во имя общего дела. Они должны понимать, на что идут.

В 2005 году в своей речи перед разработчиками ПО Стив Джобс объявил, что новые компьютеры Macintosh больше не будут использовать процессоры PowerPC и перейдут на архитектуру Intel. Для программистов эта новость стала тяжелым ударом. Однако Джобс напомнил им, насколько успешными были предыдущие преобразования Apple (например, при переходе на Mac OS X) и объяснил, что благодаря этой трансформации они «продолжат раздвигать границы возможного».

Как и в любом хорошем фильме или рассказе, самые напряженные события (внезапная схватка, крутое восхождение) разворачиваются в середине действия. Попытка бросить вызов привычному положению вещей едва ли обойдется без тягот и невзгод. Упрощение сложных процессов может оказаться значительно более трудоемкой задачей, чем предполагалось. Возможно, ваша первоначальная идея потерпит фиаско или же конкурент начнет вам ставить палки в колеса. Именно вы как лидер обязаны напомнить людям, что стоит на карте, и вдохновить их на продолжение борьбы. В 1999 году основатель Alibaba Джек Ма сплотил свою команду вокруг главной идеи — инновационные технологии и неутомимый труд позволят добиться конкурентного преимущества. Он заявил: «Если мы действительно сильная команда и знаем, чего хотим добиться, любой из нас стоит десятка наших соперников. Наш новаторский дух поможет нам одолеть и чиновников, и конкурентов».

Впрочем, в какой-то момент постоянные сражения и крутые подъемы начинают выматывать.

Бесконечное преодоление препятствий способно погасить любой, даже самый пылкий энтузиазм. Новые силы в ваших соратников вдохнет признание их заслуг и успехов. Не забывайте напоминать им о преодолении ключевых рубежей и о маленьких победах — и в то же время не позволяйте им упускать из вида главную цель.

Наконец вместе со своими последователями вы прибываете туда, куда так долго стремились. Когда мечта становится былью, все участники заслуживают победного пира. Маленькое или большое, но ваше «движение» изменило будущее. Самое время подвести итоги, извлечь уроки и начать готовиться к следующему путешествию. Если вы не планируете уходить на покой, то у вас в скором времени обязательно появится новая идея. А затем еще одна.