Посконные жулики | Большие Идеи

・ Управление изменениями


Посконные жулики

«Какие реформы мы должны инициировать — сейчас и в будущем? Как нам сделать государственный аппарат эффективным?» Основатель компании «Рольф», депутат Госдумы Сергей Петров рассуждает о кризисе и эффективном управлении.

Автор: Сергей Петров

читайте также

Стимулятор для менеджера

Пиблз Эллен

В мире животных: человек

Анна Натитник

Не пытайтесь угадать желания клиента

Скотт Беринато

Свежий номер Harvard Business Review Россия

В сегодняшней непростой ситуации постоянно звучат вопросы к нам, депутатам, законодателям. Как мы можем смягчить последствия кризиса? Какие реформы должны инициировать — сейчас и в будущем? Как нам сделать государственный аппарат эффективным? Прежде всего уточним одну вещь: в любой стране парламент всегда идет за обществом, это — его срез. Действительно, законодатели могут проводить изменения, насаждая их «сверху». Но только сильные лидеры способны дать толчок реформам, оказать серьезное влияние на страну — стать теми хирургами, которые сначала делают пациенту больно, чтобы потом он быстрее пошел на поправку. Чем слабее лидер, тем более он склонен следовать настроениям масс. Удел нынешнего парламента — плыть в фарватере общества.

Перемены — вещь болезненная, и особенно на фоне экономического спада. Но это не значит, что нужно отказаться от любых изменений, и еще важнее, не значит, что текущая ситуация диктует нам какую-то новую программу действий. На мой взгляд, сегодня наша основная задача та же, что и раньше: менять сложившуюся систему в пользу бизнеса. Сегодня в парламенте я постоянно слышу возмущенные крики чиновников на заседаниях профильных подкомитетов, например по таможне. Я планомерно выступаю и голосую за предложения, которые подает бизнес, а представители правительства и таможенного комитета всегда голосуют против. Наконец наступает момент, когда нужно объясниться. Я говорю: «Мы уже настолько все зарегулировали, что теперь должны только разрешать. Пусть даже мы позволим что-то сверх меры и столкнемся с проблемами — все равно надо резать путы, которыми связан бизнес». И в ответ слышу: «Вы что-то против государства начинаете работать!» «Что такое государство? — спрашиваю. — Это же и есть бизнес!» «Нет, государство — это чиновники», — прямо отвечает высокий чин из таможни. Вот что у всех в головах: государство — это чиновники, которые все контролируют и распределяют нефтяную и газовую ренту. В такой ситуации государство никогда не сможет быть эффективным.

Наша цель — создать в стране условия, привлекательные для любого предпринимателя, чтобы сюда приезжали итальянцы — открыть свой ресторан, американцы — открыть свои заводы. И при этом нужна презумпция виновности наших чиновников в отношениях с этими людьми. Иначе получается, как сейчас: иностранцы вечно в чем-нибудь виноваты перед «государством». То они об экологии не заботятся, то рабочим не хотят платить как следует. Мне кажется, все эти претензии — лишь уловки, с помощью которых наши, отечественные мошенники пытаются выдавить из представительств иностранных компаний хороших менеджеров. Если это крупные, известные в мире организации, довольно странно, что они нигде не портят окружающую среду — ни в Канаде, ни в Австралии, а вот к нам приехали портить. Да побольше бы их сюда, побольше менеджеров, побольше организаторов, людей, способных создавать рабочие места! Но общество готово платить высокую цену за своих жуликов: как же, мы не хотим засилья иностранцев, мы — за национальный капитал! Давайте защищать своих банкиров, ритейлеров, металлургов… и пошло-поехало. Как я писал в прошлом блоге, протекционизм — это очень опасное дело, здесь важно, удастся ли вам провести грань между защитой отечественных компаний и их развращением. Ее нигде не умеют проводить хорошо, а качество нашего чиновного аппарата совсем не внушает доверия. И еще: протекционистская политика должна задумываться с прицелом на будущее, как минимум — на один экономический цикл, который обычно длится 5—10 лет.

Должен сказать, я настроен довольно пессимистично по поводу наших шансов сделать государство эффективным в ближайшие годы. Видимо, пока наше общество не уткнется в действительно глубокий кризис, оно не передаст управление эффективным менеджерам. Мы так и будем иметь дело с теми, кто внушает нам гордость и уважение лишь потому, что они — наши, доморощенные, посконные жулики. Пускай они и дальше всем управляют и все контролируют. Правда, эти люди сплошь и рядом ведут дела откуда-нибудь с Кипра, а иные тайком уже продали российские активы, просто никто об этом не знает. Но им выгоден квасной патриотизм, они поддерживают эти настроения. А народ за них платит.

Очень трудно сейчас разбудить население, и рано ждать, что оно будет голосовать за те партии, которые ориентированы на другую экономическую политику. В стране установилась определенная система, нынешние власти предержащие ее поддерживают, а мы за нее голосуем. Заколдованный круг. А что получается в итоге? Простой пример: в компании «Рольф» работает менеджер-японец, так он должен в Москве иметь при себе 11 бумаг! Вернее, шесть — если он передвигается своим ходом, и 11 — если едет на машине. Милиция может в любой момент пристать к нему с расспросами: где паспорт, где разрешение на работу и т.д. Какое им вообще дело?! Но формально — они в своем праве.

Так что я — за решительные меры: нужно прекращать, закрывать и запрещать все, что ограничивает свободу экономики. Подобным образом я поступал в 1998 году в «Рольфе»: приходил и смотрел — так, это у нас что? отдел маркетинга и розницы? А давайте его закроем, весь целиком! Закрываем и смотрим — все хорошо работает! Конечно, через год-два начинает ощущаться отсутствие координации между отдельными компаниями холдинга, например, когда они не могут договориться о совместной рекламе. Но такой решительный шаг необходим, когда компания заплыла жиром, завела лишние функции и подразделения. Так и с государством: за 7 тучных лет оно явно разжирело и создало столько излишних чиновничьих функций, что сейчас любой контроль надо ослаблять — это намного важнее, чем риск попутных нарушений. Кстати, эти нарушения возникают вовсе не из-за того, что у нас мало ведомств и запрещений, а из-за того, что вся система коррумпирована. Чиновник найдет оправдание любым своим действиям, отыщет в законе нужную запятую и скажет: «А что я нарушил? Покажите, что я сделал не так!» И всегда будет прав.

Кризис сам по себе не исправит ситуацию, хотя вполне может ее ухудшить. Сейчас он воздействует на экономику двояко. С одной стороны, идет очищение компаний от лишних расходов, которыми они обзавелись за последнее время, часть функций выносится за пределы организации и так далее. А с другой стороны, идет селекция плохого менеджмента — именно по принципу «выживает худший». Сейчас помощь от государства получают не те, кто умеет хорошо хозяйствовать, а номенклатурный бизнес и те, кто умеет «правильно» заходить в банки и чиновничьи кабинеты. Именно они будут богатеть и укрепляться. А пострадает в первую очередь реальный средний бизнес, который совсем не любит подковерных договоренностей. Сегодня он не может получить кредитов, не может проявить себя в честной борьбе — потому что нет честной конкуренции. И эта конкуренция не появится, пока рядом с ним будут работать компании братьев, сестер и жен мэров и губернаторов.