Закладки


Поделиться

URL
***

Менеджмент / Управление персоналом

18 января 2010

Управление гиперростом

В 1996 году, когда готовился проспект эмиссии акций «ВымпелКом» для IPO на Нью-Йоркской фондовой бирже, ожидалось, что в 2006-м мобильный телефон будет у одного из десяти россиян, то есть, говоря языком маркетинга, — что уровень проникновения поднимется до 14%. Сегодня он уже превысил 120%, то есть в среднем на одного россиянина приходится 1,2 сотовых телефона. И эта цифра объясняет, почему за те же десять лет наша рыночная капитализация выросла с $607 млн до $16 млрд, а к концу 2007 года превысила $40 млрд.

Это я и называю гиперростом: крутой подъем S-образной кривой, то есть стремительный взлет, который происходит в какой-то момент с большинством молодых рынков и отраслей; на этом этапе определяются победители и проигравшие. Необычность опыта «ВымпелКома», на мой взгляд, в том, что, когда в нашей отрасли началась фаза гиперроста, мы уже были сравнительно крупной компанией, а наши акции торговались на Нью-Йоркской фондовой бирже.

На самом деле фаза гиперроста в нашей отрасли началась примерно в 2003 году, когда проникновение мобильной связи на российском рынке достигло 20%. После этого всего за каких-то десять кварталов оно увеличилось до 80%. Представьте себе: сначала мобильный телефон был только у одного из пяти россиян, а через два с половиной года он есть уже у четырех из пяти. Тут прослеживается закономерность. Уже работая за пределами российского рынка, в бывших советских республиках, мы увидели ту же картину: рынки мобильной телефонии ­менее чем за три года вырастали с 20 до 80%. Это первое, что мы узнали о гиперросте: не успеешь оглянуться, а он уже закончился.

Второй урок заключался в том, что гиперрост либо убивает компанию, либо делает ее гораздо сильнее. В 2003 году, когда я пришел в «ВымпелКом» генеральным директором, каждое совещание фактически было антикризисным, а все решения принимались в условиях цейтнота­. Нам не хватало людей, сетей, ИТ-мощностей; рекламные ролики снимались меньше чем за три дня, а начинали готовиться за неделю до выхода нового...

СТАТЬЯ ДОСТУПНА ТОЛЬКО ПОДПИСЧИКАМ
Пожалуйста, выберите удобный период оплаты:

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться


САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ