Закладки


Поделиться

URL
***

Менеджмент / Управление персоналом

Положительные эмоции – допинг для мозга

14 февраля 2014

Положительные эмоции – допинг для мозга

«Если все в жизни сложится идеально, кем бы ты хотел стать через десять лет?»

Этот вопрос распахивает перед нами новые возможности, заставляет поразмыслить над самым важным и выявить те ценности, которыми мы руководствуемся в жизни. Этот же вопрос служит для руководителей инструментом, с помощью которого они ведут свою команду к лучшим результатам.

Сравните, скажем, пробуждающий живую мысль разговор и занудное выяснение, что с вами не так и что нужно исправить. Когда человеку читают мораль, он уходит в глухую оборону и все пути для него словно бы закрываются. Управленцу следует об этом помнить, особенно когда он оценивает достижения своего подчиненного.

Вопрос, приведенный выше, придумал Ричард Бояцис, завкафедрой организационной бихевиористики в Уэзерхедской школе менеджмента при Университете Западного резервного района (Кливленд, штат Огайо). В проведенном недавно исследовании о новых подходах к коучингу он использовал сканирование мозга и выяснил, как реагирует мозг на слова и действия коучера, который, с одной стороны, апеллировал к мечте, а с другой — указывал на недостатки. Эти находки подскажут, как лучше помочь другим или усовершенствовать себя.

В книге «Focus: The Hidden Driver of Excellence» я цитирую основную мысль Бояциса: «Разговор о высоких целях и мечтах активизирует мозговые центры, отвечающие за новые возможности, а разговор о том, что нужно сделать, чтобы исправиться, отрезает эти возможности».

Вместе с коллегами из Кливлендского госпиталя Бояцис проводил с испытуемыми либо интервью на позитивных тонах, нацеленное на мечты, либо аналогичное, но уже окрашенное в негативные тона. При этом осуществлялось сканирование их мозга.

Во время позитивных разговоров отмечалась активность «области наград», участков мозга, отвечающих за приятные воспоминания и ощущения. Так мозг реагирует на оптимизм, сопутствующий окрыляющей мечте. И напротив, негативный разговор активизировал участки мозга, связанные с тревожностью: те самые, которые включаются, когда нам грустно или не по себе. Если включается тревожность и человек занимает оборонительную позицию, ему гораздо труднее найти пути к совершенствованию.

Конечно же, начальник должен указать подчиненному, если у того что-то не ладится. Опять же, цитируя Бояциса, «негативный разговор нужен для выживания, позитивный — для процветания. Нужны оба, но в разумной пропорции».

Барбара Фредериксон, психолог из Университета Северной Каролины, установила, что позитивный настрой помогает дольше сосредотачиваться, перебирая весь спектр возможностей, и мотивированно работать ради лучшего будущего. Люди, преуспевающие в частной жизни или в профессии, в обычные дни, как правило, переживают больше позитивных эмоций, чем негативных.

Позитивный настрой активизирует те нейроны в мозгу, в которых хранится информация о том, как приятно добиваться своей цели — это подтверждает исследование Ричарда Дэвидсона из Университета штата Висконсин. Эти серые клеточки заставляют нас биться за каждый небольшой шаг на пути к великой цели — осуществлять проект или что-то изменять в себе.

Эти клетки мозга, от которых зависит желание достижения цели, нуждаются в дофамине, нейромедиаторе, вызывающем положительные ощущения, а также в производимых организмом веществах вроде эндорфинов, «естественных наркотиков». Эти химические вещества повышают активность и вознаграждают организм хорошим самочувствием. Вероятно, именно поэтому позитивный подход способствует улучшению рабочего процесса. Как показало исследование Фредериксон: приятные мысли придают свежие силы, мышление становится более гибким и сосредоточенным. И как итог — нам легче общаться с окружающими.

Руководителям и наставникам стоит это запомнить. Бояцис советует, прежде всего, понять, о чем мечтает собеседник, а затем обсудить, как можно реализовать эту мечту. В результате будут обозначены конкретные цели и шаги работы над собой, среди которых: добиться большей добросовестности, научиться слушать, сотрудничать со всеми и так далее. И эти качества, в свою очередь, обеспечивают более положительный результат работы.

Бояцис приводит в качестве примера студента программы MBA, который учился выстраивать отношения с коллегами. По первому образованию этот будущий топ-менеджер был инженером, и, когда требовалось решить конкретную задачу, он, по словам Бояциса, «видел только цель, но не сотрудников, вместе с которыми ему предстояло ее достигать».

Для начала студенту нужно было научиться понимать чувства других людей. Для того чтобы достичь этого, не слишком рискуя собственной карьерой, он взялся тренировать футбольную команду своего сына и очень старался подмечать реакцию ребят на свои указания. Эту привычку он потом перенес и в рабочие процессы в компании.

Он начал с постановки позитивной цели — «хочу строить отношения», а не с обличения недостатков, которые ему следовало преодолеть. Именно поэтому цель оказалась достигнутой.

Итог: не зацикливайтесь на своих недостатках, обратитесь к мечтам и надеждам. Это то, что делает работу нашего мозга более продуктивной.

Читайте по теме:

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться


САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ