Как помочь пассивно-агрессивному сотруднику | Большие Идеи

・ Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как помочь
пассивно-агрессивному сотруднику

Стоит ли пускаться на ухищрения, чтобы удержать пассивно-агрессивного игрока в команде?

Автор: Манфред Кетс де Врис

Как помочь пассивно-агрессивному сотруднику

читайте также

Пора на выход: почему руководители не хотят искать преемника и уходить в отставку

Бен Даттнер,  Томас Чаморро-Премузик

Как не сходить с ума на работе: опыт компании Basecamp

Джейсон Фрайд,  Дэвид Хайнемайер Хенссон

Что делать, когда на работе затишье

Элизабет Грейс Сондерс

Держать дистанцию

Ирина Пешкова

Роберт никак не мог понять, почему он так устает от общения с новым сотрудником, Лукасом. С виду парень казался приветливым, за любое поручение брался охотно, и все же после разговора начальник недоумевал, каковы истинные намерения Лукаса. Он брал на себя множество обязательств и ничего не выполнял.

В особенности смущало пренебрежение Лукаса к дедлайнам. Всякий раз, когда Роберт напоминал ему о сроках, находилось оправдание: дата не была обговорена или он недопонял что-то или поручил часть работы другому сотруднику, а тот не справился. Хуже того, Лукас, по словам коллег, постоянно жаловался им на Роберта за его спиной.

В бизнес-школе учат стратегии, тренируют вдохновлять и наставлять подчиненных, строить команду, делегировать полномочия. Но готовят ли там к взаимодействию с такими сотрудниками, которые остаются глухи к мотивации, попыткам влиять на их поведение и методам коучинга? Не уверен, что эта непростая тема вообще затрагивается в бизнес-школах, хотя во многих организациях подобные люди встречаются нередко.

Поведение Лукаса психолог оценил бы как пассивно-агрессивное: он постоянно выражал негативные эмоции, досаду, агрессию, но в неуверенной, пассивной форме. Внешне такие люди ведут себя приветливо, со всем соглашаются, и потому их так трудно уличить и призвать к ответу.

Откуда берется такое поведение? Обычно из семьи, где родители жестко контролируют детей и не позволяют им выплеснуть гнев. Ни протестовать, ни выражать свои желания дети не вправе. И впоследствии авторитетные фигуры представляются им подавляющими и даже враждебными. Свою независимость ребенок отстаивает в такой вот форме псевдопокорности.

Беда в том, что, устроившись на работу в организацию, где, скорее всего, существует определенная иерархия, этот человек возвращается к пассивно-агрессивной схеме своего детства, прибегает к тем же адаптационным стратегиям. Иными словами, пассивно-агрессивные люди выражают уважение к старшим по должности, как выражали уважение старшим по возрасту, когда были детьми, но втайне пытаются подорвать их авторитет.

Роберт, мой бывший ученик, распознал в поведении Лукаса классический пассивно-агрессивный тип и обратился ко мне за помощью.

Основа коучинга в таких случаях — научить пассивно-агрессивного клиента открытому выражению негативных эмоций. Это изматывающий процесс для коуча, который превращается в громоотвод для чужого гнева и при этом не должен принимать это за личную обиду. Обычно я начинаю с того, что помогаю человеку осознать проблему (помимо занятий в бизнес-школе я веду практику как психолог и коуч руководителей). Затем мы присматриваемся к личному опыту человека. Я поручил Роберту провести в команде опрос, посвященный теме лидерства. Как мы и ожидали, этот тест показал, что Лукас своим поведением напрягал всю команду. Это дало мне повод встретиться с ним для беседы и обсудить причины такого поведения.

Когда мы добрались до проблемы гнева, я стал поощрять Лукаса к открытому выражению своих эмоций. Например, когда он сказал мне, что я отвел ему слишком мало времени для выполнения задания, то предъявил в качестве доказательства электронное письмо, в котором он обещал уложиться в условленный срок. Я согласился, что времени действительно было мало, но спросил, почему же он не возразил в тот момент, когда получил задание и мог оценить его сложность. Возможно, сказал я, в следующий раз он выскажется откровеннее — и я это оценю.

Когда я добился откровенного выражения чувств, я похвалил моего подопечного за честность. Смысл заключался в том, чтобы научить его открыто выплескивать свои негативные эмоции и преодолевать проблемы, а не выражать их пассивно. Также мы рассмотрели его прямую конфронтацию с Робертом и другими коллегами, а затем проанализировали, в чем заключалась ее главная причина.

Это был медленный процесс, иногда утомительный, иногда занятный. Полезно показать человеку, как порой нелепо он себя ведет. Лукасу я сказал: поскольку он никогда не возражает против очередного задания, я буду, пожалуй, давать все более сложные и даже невыполнимые поручения, просто чтобы посмотреть, какие он придумает оправдания, когда с ними не справится. И только тогда он научился протестовать и говорить, что я требую невозможного.

Стоит ли пускаться на такие ухищрения, чтобы удержать пассивно-агрессивного игрока в команде? Дело в том, что эти люди зачастую бывают отличными специалистами, вот только в команде не могут работать. Отстаивая себя, они углубляются в какую-то узкую область, в которой их родители не разбираются и не могут давить. И все прекрасно, пока такой человек не устраивается на работу: тут он взаимодействует с другими людьми, которые обладают знаниями и опытом в той же области и могут с ним потягаться.

Главное, что коучинг и терапия помогают в этом вопросе. Когда Лукас осознал свои проблемы и понял, в чем благо открытого столкновения, он откорректировал свое поведение так, чтобы не доставлять лишних проблем ни коллегам, ни себе самому.

Читайте по теме: