Закладки


Поделиться

URL
***

Менеджмент / Управление персоналом

Почему организациям стоит брать пример с муравейника

27 марта 2014

Почему организациям стоит брать пример с муравейника

Представьте себе обыкновенного муравья. По своей генетической природе все его существование сведено к сумме нескольких простых поведенческих функций и не представляет из себя ничего замысловатого. Но при этом коллективное поведение колонии муравьев – это на редкость сложное явление. Муравьи демонстрируют высокую степень адаптивности и даже в некотором смысле креативные задатки. Их колония – это довольно сложно структурированная социальная организация.

Теперь представьте себе среднего человека. Большинство из нас как личности довольно креативны и умеют легко приспосабливаться. Однако крупные организации, в которых мы работаем, часто напротив не способны к адаптации и не готовы к нововведениям.

Почему муравейники как система лучше суммы своих отдельно взятых муравьев, в то время как человеческие управленческие структуры и компании, как правило, хуже?

Я думаю, дело в том, что человеческие и муравьиные сообщества по-разному реагируют на ситуации неопределенности. В моей новой книге я много рассказывал о том, как колонии муравьев используют состояние хаоса и отсутствия лидера как возможность приобрести новые навыки. Когда муравейник исследует новую среду (например, чей-то дом), муравьи-фуражиры блуждают без особой цели до той поры, пока не найдут что-то интересное, например, кусочек фрукта на полу. Муравьи очень быстро передают друг другу информацию о местонахождении этого объекта и скоро тысячи муравьев уже тащат разделанный на кусочки фрукт обратно к себе в колонию. Если же им не нужна еда, они просто увеличивают хаотичность своих поисков. Дебора Гордон, специалист-инсектолог из Стенфорда, пишет: «Надежность муравьиных поведенческих алгоритмов демонстрирует нам, что порой признание несовершенства может привести к более здравым решениям». Муравьи – это один из самых успешных видов на планете, по общей биомассе сравнимых с людьми. И это притом, что они не имеют централизованного контроля, «стратегии по добыванию пищи» или системы управления рисками.

Человеческие организации применяют кардинально другой подход к исследованию нового и демонстрируют совершенно иное отношение к неудачам. Большинство пытается уменьшить процент случайности, а руководители начинают проводить исследования по технической осуществимости проекта, по анализу рисков и сокращению бюджетов, стандартизируя и усложняя процессы. Если проект оказывается не готов в сроки или превышает запланированный бюджет, что случается довольно часто, это приводит к утомительным обсуждением и презентациям в PowerPoint на тему уроков, которые все должны извлечь из этой ситуации с тем, чтобы в дальнейшем подобное не повторилось (что может оказаться попросту бессмысленным). Даже успешные компании не могут устоять перед соблазном снизить риски и хаотичность.

Что же произойдет, если мы перестанем сопротивляться и сделаем шаг навстречу пугающему хаосу? Организации, наконец, начнут приобретать новые навыки, точно так же, как отдельные личности, когда те сталкиваются с чем-то необычным. Ученые объяснили это следующим образом: если случается непредвиденное, то человеческий мозг реагирует на это концентрацией внимания и увеличением уровня стресса. Например, если прямо перед вами вдруг выскакивает автомобиль, на несколько секунд вы будете абсолютно поглощены тем, как избежать столкновения, а все остальные мысли на это время будут просто отсутствовать в вашем сознании. Чем более неожиданно событие, с которым пришлось столкнуться, тем лучше вы его запомните и тем большему вы в результате научитесь.

Таким образом, незапланированные ситуации приносят нам новую полезную информацию. И организации, которые прилагают слишком много усилий по планированию, отслеживанию и мониторингу с целью уменьшения возможности возникновений подобных ситуаций, лишают себя возможности доступа к получению и распространению новых знаний, а следовательно, и к обучению. Нововведения замедляются, и фирма либо регрессирует, либо ее опережают более активные конкуренты.

Такие организации, как Valve, компания-разработчик компьютерных игр, или Netflix, поставщик видеопродукции, как раз научились ослаблять контроль и увеличивать долю хаотичности (в рабочем процессе), а также использовать по максимуму индивидуальные креативные качества отдельных сотрудников. Остальным компаниям тоже стоит брать пример с муравейников.

Читайте по теме:

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться


САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ