Почему менеджеры не ладят с кадровиками | Большие Идеи

・ Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Почему менеджеры не ладят
с кадровиками

Многие специалисты по работе с персоналом не желают всерьез разбираться в делах своей организации и в тех проблемах, которые стоят перед руководителями.

Автор: Рон Ашкеназ

Почему менеджеры не ладят с кадровиками

читайте также

Хотите научиться думать?

Мариэтта Чудакова

Kaiser Permanente: Инноваторы на медицинской службе

Маккрири Лью

Как справиться со звездным CEO, если он наносит вред компании

Эрик Гордон

Почему важно работать на стороне

Кен Банта,  Орлан Бостон

Замечаете ли вы неоднозначное, мягко говоря, отношение руководителей к отделу кадров? С одной стороны, все хотят, чтобы кадровики участвовали в ключевых стратегических решениях, с другой, страхуются, как бы их проект не отнесли на счет «программы отдела по работе с персоналом». Кадровиков просят помочь в создании крепкой команды, а потом возмущаются, что они «навязывают свои правила». В итоге, как писал в недавней статье в HBR Рэм Чаран, большинство менеджеров остаются недовольны кадровиками.

Вероятно, многие факторы влияют на эти сложные отношения, но три ключевых все-таки выделяются:

Во-первых, не прояснена роль отдела по работе с персоналом. Без малого 20 лет назад Дейв Ульрих в классическом труде «HR в борьбе за конкурентное преимущество» писал, что кадровики выполняют четыре функции: роль административного специалиста, адвоката сотрудников, стратегического бизнес-партнера и двигателя перемен. Иногда кадровик берет на себя только одну роль (например, менеджер в кадровом агентстве сосредотачивается на административной роли). Но многие профессионалы, настоящие универсалы, переключаются с одной роли на другую, и когда они сами или работающие с ними руководители не вполне понимают, какая роль подходит в данном случае, то возникают недоразумения.

Читайте материал по теме: Почему не стоит сравнивать компанию с семьей

Например, специалист отдела кадров, помогающий команде выстроить график основных процессов, переключает разговор с планирования на оценку работы персонала. Менеджеры озадачены и задеты такой сменой темы, потому что им казалось, что они вот-вот закончат обсуждение, и вдруг их задерживают. Но кадровик беспокоится, не приведет перераспределение обязанностей в команде к сокращениям, и хочет убедиться, что эти вопросы будут решать честно и справедливо. То есть он на ходу поменял свою роль с «активатора перемен» на «адвоката сотрудников», но никак это не обозначил, а потому остальные участники оказались не готовы к такому повороту разговора. К сожалению, это случается слишком часто, особенно с универсалами, стремящимися исполнять все роли сразу. Когда неясно, какая роль играется в данный момент и почему, менеджеры теряются и винят кадровиков в том, что от них мало пользы.

Во-вторых, многие управленцы не считают себя ответственными за работу с персоналом и хотят, чтобы об этом позаботились кадровики. Они избегают или откладывают собеседования, оценку работы, разговоры с сотрудниками и критику, обсуждение зарплаты, претензий персонала и так далее. Им не хватает времени, опыта или желания проводить такие разговоры или же руководитель боится вступать в близкое общение. Так или иначе, в результате кадровик вынужден сам следить за процессом отношений и гоняться, словно полицейский, за рядовыми менеджментами. Итог: взаимной любви это не прибавляет.

Наконец, многие специалисты по работе с персоналом не желают всерьез разбираться в делах своей организации и в тех проблемах, которые стоят перед руководителями. Удивительно, сколь многие кадровики не способны толком изложить бизнес-модель своей компании, описать конкурентную ситуацию на рынке и основные требования к продукции, а тем более привести ключевые финансовые параметры. Как отмечает Рэм Чаран, очень немногие фирмы поощряют переход из отдела кадров в линейные менеджеры и наоборот. В результате кадровики превращаются в узких технических специалистов, не сведущих ни в основах, ни в нюансах бизнеса. А без такого понимания они едва ли могут помочь менеджерам правильно обозначить роли в коллективе, ведь они не знают, что и в какой момент является приоритетом для организации.

Читайте материал по теме: 7 вещей, которые делают хорошие работодатели

Скажу в утешение, что эти проблемы решаемы, хотя, как и в любых отношениях, для танца нужна пара. Рядовые менеджеры должны понять, что умение распорядиться человеческим капиталом составляет важнейшую часть их работы, которой нельзя пренебречь и которую нельзя передоверить, а специалисты по работе с персоналом должны вникнуть в бизнес и понять, с какими проблемами имеют дело простые управленцы изо дня в день. Кроме того, обеим сторонам следует более четко обозначать роль кадровика в каждый конкретный момент.

Разумеется, в одночасье такую реформу не осуществишь, но для начала можно сделать несколько простых шагов. Например, если вы — кадровик, проводите больше времени с менеджерами и меньше — с сотрудниками своего отдела. С управленцами компании обсуждайте не кадровые вопросы, но их работу, их заботы и надежды. Если же вы — менеджер, вовлеките отдел по работе с персоналом в деловые разговоры и просите кадровиков высказывать свое мнение не только по вопросам, связанным с человеческими ресурсами, но и по бизнес-решениям. Спрашивайте настойчиво — и вы услышите интересные и свежие предложения.

Читайте по теме: