«Я здесь ни при чем»: распознаем безответственного топ-менеджера | Большие Идеи

・ Управление персоналом

«Я здесь ни при чем»: распознаем
безответственного топ-менеджера

Как отличить безответственного кандидата на руководящий пост от ответственного: советы консультанта

Автор: Мария Макарушкина

«Я здесь ни при чем»: распознаем безответственного топ-менеджера
Claudio Schwarz / Unsplash

читайте также

Как дискриминация влияет на экономику

Килиан Хубер,  Фабиан Вальдингер,  Фолькер Линденталь

Как выяснить, кто отлынивает от работы в вашей компании и почему

Александр Бочкин

Сколько платят эффективные руководители

Кристина Телло-Трилло,  Мелани Валлског,  Николас Блум,  Скотт Олмахер

Кофе вам (не) в помощь

Ирина Гусинская

Что такое ответственность? Есть разные определения, но мне импонирует такое. Ответственность — это надежность, честность в отношении себя и других, осознание и готовность признать, что результат, который ты получаешь, и есть следствие твоих поступков. Внутренней основой ответственности человека является его авторская позиция, убежденность в том, что происходящие с ним события зависят прежде всего от него самого и его действий, а не от внешних обстоятельств. За безответственностью кроются разные основания и причины: страх оказаться виноватым и быть наказанным, прагматичный просчет («мне это невыгодно»), либо привычная с детства реакция («я здесь ни при чем!»).

Ответственность формируется в раннем возрасте, и тут многое зависит от родителей. Очень строгое воспитание, частые суровые наказания порой приводят ребенка к таким стойким страхам, что фраза «я не виноват» остается актуальной на всю дальнейшую жизнь. А бывает и другой вариант: родители опекают ребенка, все ему прощают и он вырастает совершенно безответственным, уверенным в своей безнаказанности, не способным справляться с реальностью. Его единственное стереотипное решение в любой сложной ситуации — спрятаться за спиной могущественных родственников, которые просто обязаны помочь.

В бизнесе умение отвечать за свои слова, решения, поступки — ключевое качество на любой должности в любой компании. Научить ответственности во взрослом возрасте практически невозможно, ведь это скорее нравственная и психологическая категория, нежели рабочий навык, который можно натренировать.

Но как определить в ходе интервью или свободной беседы, является ли человек ответственным? Можно ли заранее узнать и спрогнозировать — будет ли кандидат действовать ответственно, соблюдать обязательства, не станет ли сваливать вину на других в случае допущенных ошибок?

1. Настрой кандидата. Начну с очевидного. По тому, в каком настроении приходит человек на интервью, уже можно сделать некоторые предварительные выводы. Если он пришел с намерением сотрудничества, с желанием получить полезную информацию для своего развития, это свидетельствует о его зрелой и ответственной позиции. Неважно, волнуется он или нет, нравится ему говорить о себе или не очень. Главное — раз он оказался здесь, он попробует получить максимально полезный результат.

Но часто я сталкиваюсь с иной картиной. Уважаемый руководитель (или кандидат на позицию руководителя) пришел с негативным настроем: «Меня к вам послали. Я ничего не знаю, мне никто ничего не объяснил про это интервью. Я не понимаю — зачем все это и кто вы». Конечно, я отвечаю на все вопросы, аккуратно переключаю его с агрессивно-раздраженного настроя на спокойный и конструктивный. Но для себя делаю важную «зарубку»: взрослый человек, опытный менеджер даже не счел необходимым выяснить куда, зачем и к кому он идет на интервью.

2. Пунктуальность. Сильное опоздание на встречу, недовольство по поводу потерянного времени, неудобной дороги, непонятного адреса сразу выдают присущую «герою» безответственность. «Я что, должен отвечать за эти ваши пробки, за бестолкового секретаря, который, как всегда, ничего не предусмотрел?» — как-то раз кричал менеджер, опоздавший на встречу на 40 минут.

3. Умение реагировать на просьбы. Я часто использую один неплохой способ дополнительной проверки ответственности. В ходе встречи (не в самом начале, но в первой половине, когда человек успокоился, понял и принял происходящее) я даю незначительное поручение. К примеру, такое: «Напомните мне, пожалуйста, забрать эти бумаги, когда мы с вами уйдем из этого кабинета». Мои многочисленные «эксперименты» такого рода доказали прямую зависимость между базовой ответственностью человека и его способностью запомнить и вовремя отреагировать на те или иные просьбы. Естественно, этот индикатор отнюдь не единственный. Сам по себе он может свидетельствовать о хорошей памяти, подспудном желании «выслужиться», невротической привычке «быть хорошим» для окружающих.

4. Поиск виноватых. Яркие и явные признаки безответственности — постоянное отрицание собственной вины и бесконечные упоминания о вине чужой. Равнодушные учителя, самодуры-начальники, завистливые коллеги, нерадивые подчиненные — в таком ужасном мире приходится существовать и работать на совесть «герою». А он не виноват, он все делает правильно, он хороший, его намерения чисты и высоки.

5. Осознание ошибок. На вопрос про собственные ошибки безответственные люди либо отвечают отрицательно («Я ничего сейчас вспомнить не могу», «У меня все хорошо, нет никаких проблем»), либо называют ошибки, несущие гневное обвинение несправедливому окружению («Моя ошибка в том, что я доверяю людям, а они подводят меня», «Я предложил новый подход, но окружающие были не готовы его воспринять — моя ошибка в том, что опережаю коллег и время»). В отличие от людей ответственных безответственные не могут открыто и честно посмотреть на неудачи, признать их, извлечь полезные уроки. Чужие же ошибки они часто подмечают и долго помнят, а успехи окружающих они легко обесценивают, при удобном случае — присваивают без зазрения совести.

6. Страх. Люди, неспособные взять на себя ответственность, всегда стараются находить оправдания. Один из сигналов безответственности — страх. Вот сидит передо мной заслуженный и уже не очень молодой руководитель. Но как только я предлагаю ему необычный вопрос или нестандартное задание, то вижу мелькнувший в его взгляде ужас. Много лет занимаясь управленческой оценкой, я многократно сталкивалась с такими оправданиями и отговорками: «Вы меня простите, но я сегодня всю ночь не спал — было много работы, поэтому голова сейчас совсем не работает». Или, глядя на предложенный бизнес-кейс, человек произносит: «Я давно не считал цифры, отвык, не смогу», «Голова болит», «Недавно перенес тяжелый грипп, трудно сосредоточиться». Некоторые из этих признаний правдивы, но большинство — абсолютная ложь. Ответственный человек перед собой ставит иную задачу — сделать «здесь и сейчас» все как можно лучше.

7. Отстаивание своей позиции. Я неоднократно замечала, что именно ответственные люди в любой ситуации предпочитают по спорным вопросам ясно выражать свою позицию, излагать суть дела. Они не боятся, что их мнение окажется альтернативным мнению большинства или просто не понравится окружающим. «Он часто со мной не соглашается, но в основе его несогласия лежат принципы и аргументы, за правоту которых он отвечает. Конечно, я начинаю спорить, но в целом я ему верю, он зря не скажет», — так описывал мне один из руководителей производственного холдинга своего крайне ответственного коллегу. «Ни да, ни нет, ни так и не этак», фокус на незначительных деталях — это удел людей, которые не готовы нести ответственность за свои слова и решения, оправдывают свой страх осторожностью, правилом золотой середины.

8. Хвастовство. Меня настораживает, когда человек в ходе интервью очень многое обещает, усиленно, рьяно, настойчиво превозносит свои таланты и умения, не обращая внимания на мою легкую иронию и уточняющие вопросы. Безответственный человек всегда явно или подспудно чувствует свою неполноценность и как щит выставляет вперед свои явные или порой мнимые достоинства. Например, постоянно упоминаются похвальные грамоты из далекого прошлого, золотая медаль, красный диплом, а также напускные фразы «меня звали, меня приглашали, меня не отпускали...». Приторный поток самолюбования и самовосхваления зрелые и ответственные люди просто не могут себе позволить ни при каких обстоятельствах.

9. Акцент на своей высокой степени ответственности. Существует известный в практической психологии феномен. Люди, рассказывая о себе, подсознательно делают особый навязчивый акцент на тех качествах, которые их беспокоят, вызывают эмоциональные воспоминания, которых им не хватает. Поэтому если, например, кандидат или проходящий оценку руководитель многократно подчеркивает в процессе разговора свою высочайшую ответственность, велика вероятность того, что именно это важнейшее для любой работы качество — его ахиллесова пята, слабое звено.

10. Пассивность. Общая вялость и скучающий вид также могут послужить сигналом того, что рядом с вами не самый ответственный человек. Тот, кому все безразлично, вряд ли может отличиться высокой степенью ответственности, поскольку она напрямую связана с мотивацией.

11. Чрезмерная веселость. Мне нравятся люди веселые, я ценю хороший юмор. И если человек в процессе интервью начинает удачно шутить, создавая непринужденную легкую атмосферу, всегда это приветствую. Но иногда приходится аккуратно пресекать попытки весельчаков превратить серьезный разговор в нескончаемый поток шуток. Зачем бесконечно балагурить? С одной стороны, понятно: чтобы разрядить обстановку, снизить тревогу. Но с другой, чтобы обесценить возможные негативные результаты, то есть по сути сразу снять с себя ответственность за свои слова и поведение.

Я много раз обсуждала с разными руководителями вопрос о том, какие качества сотрудников для них наиболее приоритетные и какие недопустимы. К первой группе часто относят рвение, высокую мотивацию, главное же неприемлемое качество — безответственность. Помню комментарий одного из моих собеседников: «Вслушайтесь! Слово-то какое — безответственность. Это означает, что все мои слова, просьбы, приказы окажутся без ответа! И результатов точно не будет».