Вы «слабак»? Извлеките из этого выгоду! | Большие Идеи

・ Маркетинговая стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Вы «слабак»? Извлеките из
этого выгоду!

Авторы: Кинан Эйнат , Пахариа Ниру , Эйвери Джил

читайте также

О чем ваша компания?

Матс Урде,  Стивен Грейзер

Гармония в жизни вашего босса не менее важна, чем в вашей собственной

Тони Шварц

О плюсах среднего возраста

Руттенберг Ари,  Стренгер Карло

Пирамида ценностей потребителя

Джон Синиер,  Николас Блок,  Эрик Альмквист

Образ задиристого «маленького человека», неудачника близок нашему сердцу. Джоан Роулинг сделала своим героем Гарри Поттера, а на чемпионате мира 2010 два финалиста — испанцы и голландцы — которые никогда раньше не побеждали, сразу полюбились болельщикам всего мира. Да что там говорить, даже Барак Обама и Джон Маккейн использовали образ «темной лошадки» на президентских выборах 2008 года.

Компании тоже могут играть на своей слабости — прилавки магазинов заполнены продукцией «маргиналов»: на своих этикетках Nantucket Nectars пишет, что ее создатели «начинали бизнес с маленького блендера и большой мечты»; ведущая английская компания по производству органических продуктов Сlif Bar сообщает, что ее основатель жил одно время в гараже; известная американская пивоварня Samual Adams вспоминает, какой она была маленькой в сравнении гигантом Anheuser-Busch, умалчивая, что стала одной из крупнейших.

В рассказе о бедной, но гордой компании есть две важные составляющие: низкое происхождение (скромный стартап — где ему тягаться с крупными и могущественными конкурентами) и страстное упорство в достижении цели.

Мы предположили, что потребители выбирают товары «слабака», потому что рассказ о его борьбе напомнит им собственную историю. Так и оказалось: участники нашего исследования действительно отдали предпочтение таким брэндам. Особенно ярко симпатия проявилась при выборе шоколада. Одному производителю мы придумали трогательную легенду: новичок боролся за место под солнцем с такими монстрами, как Lindt и Godiva, а другого представили этаким мажором: в чью раскрутку и процветание были вложены немалые средства. Шоколад первой компании выбрали 71% людей.

Чем сильнее человек чувствует свою уязвимость, тем вероятнее он будет отдавать предпочтение брэндам, произведенным «слабаками». Поэтому их продукция пользуется популярностью у традиционно ущемленных слоев населения — женщин, работников физического труда и национальных меньшинств. Мы изучали представителей двух культур — американской и сингапурской. У американцев симпатии к низшим проявляются сильнее, ведь победа «маленького человека» — одна из составляющих американской мечты.

Далеко не каждой компании выгодно прибедняться. Некоторым, например Rolls-Royce, подобает величие. А бедные больницы люди будут обходить стороной, опасаясь, что качество услуг окажется низким. Да и гигантам вроде Microsoft не стоит прикидываться слабыми, потому что никто им не поверит. А вот если вы не столь прославленны, может, и имеет смысл запустить такую легенду, ведь после кризиса потребители все еще чувствуют себя уязвимыми.