Закладки


Поделиться

URL
***

Маркетинг / Маркетинговая стратегия

11 января 2012

Не ждите одобрения — действуйте!

Недавно к нам в компанию приезжал проектировщик из англий­ской студии Participle и рассказывал о необычном подходе к изменениям социального порядка. Вместо того чтобы оказывать давление на правительство и лоббировать новые законы, Participle разрабатывает и внедряет в жизнь собст­венные решения, а затем способствует распространению самых удачных. Например, ее программа Circles помогает пожилым и людям с ограниченными возможностями налаживать связь с соседями, согласными оказывать им посильную помощь за умеренную плату или вовсе бесплатно. Вместе с муниципальными властями района Саутуорк южной части Лондона Participle запустила первую прог­рамму Circles в 2009 году и еще две — в 2010-м. Проект оказался удачным, и на него обратили внимание госучреждения: сейчас они разрабатывают девять новых программ Circles и планируют вывести их на национальный уровень.

Примерно в это же время мир с беспокойством наблюдал за последствиями бушевавшей в Японии стихии, которая лишила крова тысячи людей. Государст­венные и частные агентства предлагали нестандартные решения жилищной проб­лемы: от возведения в полях сборных домов до быстрого обустройства «дере­вень» в спорткомплексах. Эти проекты — и удавшиеся, и провальные — помогли понять принципы эффективного строительства временного жилья.

В обоих примерах речь идет об экспериментальных моделях для социальной сферы. Бизнес, построенный на инновациях, давно знает, что создание прототипов не только ускоряет поиск решений, но и привлекает инвестиции и внимание разных групп интересов.

В государственном секторе все ­иначе. Хотя многие политики отстаивают ради­кальные реформы, ­госучреждения ориентированы на стабильность, а не на перемены. Бюрократические процедуры заточены на тщательность и определенность. Чтобы проложить новую велосипедную дорожку, нужно получить одобрение сорока инстанций. ­Согласование может растянуться на годы и «съесть» огромные деньги. Так не проще ли — дешевле и быстрее — сделать эту дорожку и, если что-то будет не так, убрать ее?!

В век тотального дефицита общество не может позволить себе разбазаривать время и ресурсы. Как это ни парадоксаль­но, тщательные проверки порой повышают риски проекта. Вероятно, несколько десятилетий назад, когда перемены были не столь стремительными, общест­во — более однородным, а политический климат — менее взрывоопасным, можно было действовать поэтапно: найти лучший нестандартный способ решения проблемы, проработать детали и с согласия всех заинтересованных сторон воплотить его в жизнь. Сегодня медлить нельзя: когда вы доберетесь до последнего этапа, окажется, что многочисленные инстанции исказили вашу идею, а прог­ресс шагнул далеко вперед.

Вот тут-то госсектору и стоит поучиться у нас, конструкторов и проектировщиков. Если мы разрабатываем новую стратегию, продукт или услугу, мы не пытаемся заинтересовать ими десятки организаций. Мы создаем опытные модели и тестируем их — ­сначала в компании, затем на клиентах и позже на ­небольших группах пользователей. Потом при необ­ходимости мы корректируем эти ­модели и создаем новые. Иногда мы даже выво­дим небольшое количество нового продукта на рынок и смотрим на отклик.

Люди настороженно относятся к новым идеям, даже если заявляют, что готовы их принять. Как показывает исследование Дженнифер Мюллер из Школы бизнеса Уортон, в условиях неопределенности мы предпочитаем практичность креативности. Создание опытных моделей — быстрый и надежный способ преодолеть такой настрой. На суд общественности выносятся не абстрактные идеи, а конкретные результаты.

Конструкторы давно пользуются методом моделирования, а вот в социальной и государственной сферах к нему только присматриваются. Так не пора ли сделать на него серьезную ставку?


Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться


САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ