Закладки


Поделиться

URL
***

Маркетинг / Маркетинговая стратегия

28 января 2014

Сердце бизнеса

В 1970 году Милтон Фридман назвал социальную ответственность корпораций «лицемерием», а бизнесменам, симпатизирующим идее служения обществу, поставил диаг­ноз «влечение к самоубийству». Как, однако, изменились времена. Хотя некоторые руководители все еще солидаризируются с Фридманом, большинство считает, что бизнесу не выжить, если не учитывать потребностей общества.

Не забывайте, что бизнесу нужен не только разум, но и сердце. Чтобы решать самые жгучие вопросы современности, нужны новые цели и новые стимулы. Важно и переосмыслить саму суть понятия «бизнес». Кроме того, требуются сильные духом лидеры, которые свое предназначение видят в том, чтобы сделать общественное устройство справедливее и жизнь людей лучше, и не отступают от своей цели. Говард Шульц, гендиректор Starbucks, и Пол Полман, глава Unilever, — лидеры такого типа. Их ­пример ­достоин подражания: проследив, как они формулируют свои цели и добиваются своего, можно понять, как строить компании «на века».

Прежде всего занимайтесь людьми. Главные активы компании — миссия, репутация, люди — не числятся в бухгалтерских балансах. Шульц тратит много денег не только на 200 тысяч сотрудников («партнеров») Starbucks, но и на фермеров, у которых фирма закупает кофе. Опционы на акции и медицинскую страховку американским сотрудникам, работающим неполный день, «форумы для семей партнеров» в Пекине и Шанхае, бесплатная раздача коров фермерам, выращивающим кофе в Руанде, — все это, считает Шульц, идет на пользу бизнесу: пособия по болезни и уважение к родителям сотрудников рождает взаимное доверие в компании; корова в подарок укрепляет преданность фермера и повышает его производительность. «Для благотворительности нужна высокая прибыль, — сказал Шульц в интервью Fortune 2011 году. — Но если прибыль — ваша единственная цель, вы обречены».

Живите по принципу «кому много дано, с того и много спросится». Кто-нибудь наверняка скажет, что Starbucks и Unilever просто некуда девать деньги. Но благодаря своим брендам, известности и масштабу предприятий они, используя все возможности своего бизнеса и энергию активистов, пытаются делать мир лучше. Полман «ввязался» в глобальную борьбу с голодом; Шульц занимается не менее важными вопросами создания рабочих мест и разделения политики и бизнеса. И люди откликаются. Когда Шульц призвал корпорации не финансировать политические кампании до тех пор, пока правительство США не решит проблему дефицита бюджета, его поддержали почти 200 руководителей. Шульц бескомпромиссен: «Лидеры бизнеса не должны стоять в стороне».

Не бойтесь неудач. Пока другие руководители рассуждают о глобальном изменении климата, Полман переводит бизнес Unilever на «зеленые» принципы. Он ставит перед компанией большие цели: вдвое сократить выброс парниковых газов при производстве; работать только с экологически чистым сырьем; помогать миллиарду человек улучшать качество жизни. Инициатива Полмана сопряжена с риском: если он добьется своего, то Unilever станет образцом для подражания, если нет, то оппоненты потребуют его голову. Полман понимает, что бизнес, нацеленный на социальные проблемы, должен экспериментировать и искать новые решения.

Шульц и Полман — представители новой когорты руководителей, которые хотят, чтобы бизнес брался за важные для общества задачи — не только потому, что видят в этом моральный долг. Они убеждены, что иначе невозможно обеспечить своим компаниям долгую благополучную жизнь.

Цель Unilever — «быть рядом с обществом, чтобы обеспечить наше будущее». По словам Полмана, в том, что он делает, «нет ничего особенного». Но, если по стопам Шульца и Полмана пойдут другие, эффект будет колоссальный.


Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться


САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ