Wiki-модель для бизнес-школы | Большие Идеи

・ Маркетинговая стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Wiki-модель
для бизнес-школы

Передовые компании давно привлекают по­требителей к разработке продуктов. Почему бы и бизнес-школам не пойти по этому пути?

Автор: Джонатан Гослинг

Wiki-модель для бизнес-школы

читайте также

Поосторожнее с откровенностью

Офферман Линн,  Рош Лайза

Мир не рухнет, найдите время для себя

Элизабет Грейс Сондерс

Как понять, что пришло время похоронить ваш бренд

Дениз Ли Йон

Плохое управление разрушает ценности

Елена Евграфова

читайте также

Передовые компании давно привлекают по­требителей к разработке продуктов. Почему бы и бизнес-школам не пойти по этому пути? Они могли бы вместе со студентами создавать свои «банки знаний».

Продолжим сравнение с бизнесом. Залогом надежного положения на рынке становится постпродажное обслуживание. Даже для промышленников это едва ли не более значимая статья доходов, чем продажи. Производителю авиадвигателей Rolls Royce Engines, к примеру, сервисные контракты (их смысл в том, чтобы предложить не просто продукт, а долговременные рабочие отношения) приносят 54% выручки. Неудивительно: авиаперевозчикам нужны надежные самолеты, и они предпочитают работать с компаниями, которые предоставляют им постоянное обслуживание, а не просто привозят двигатель в сборочной цех. А в бизнес-школах дело поставлено так, словно их назначение — только продавать продукты: теории, программы, выпускников.

Методами работы школы напоминают старомодные розничные банки, только вместо денег тут знания. Ученые собирают опыт менеджеров и предпринимателей, «конвертируют» его, сводя к общим моделям и теориям, «запирают в сейфы» журналов и книг, а затем продают тем же практикам. Человек отправляется в школу за знаниями так же, как в ближайшее отделение банка — за наличными. Дистанционное обучение — своего рода банкомат: учебные материалы тут «выдает» интернет. Знания становятся объектом дистрибуции: их отрывают от практики, расфасовывают и отправляют потребителю обычной или электронной почтой. Дистанционное обучение предполагает, что студенты — даже опытные управленцы — находятся на приличном расстоянии от источника знаний, то есть от бизнес-школы.

Давайте отвлечемся и подумаем, откуда на самом деле берутся знания. Оказывается, информацию, необходимую руководителям, можно получить в разных местах и разными путями, а настоящее обучение — процесс творческий, предполагающий постоянное взаимодействие всех его участников. Исходя из того, что знание неразрывно связано с практикой, можно создать модель бизнес-образования, где упор будет делаться на личный, неформализованный опыт управленцев, «скрытые» знания. Назовем это обучение «прямым». Именно так строится учебный процесс у нас в Центре изучения лидерства Эксетерского университета. Студенты — все они работают менеджерами — сами составляют свои учебные программы так, чтобы они соответствовали их реальным управленческим ролям. К каждому мы прикрепляем наставника, который помогает осваивать обширную программу, состоящую из весьма непростых предметов, применять на практике теоретические модели, размышлять и анализировать, глубоко во все вникать и совершенствовать навыки.

С помощью современных коммуникационных технологий мы сближаем преподавателей и управ­ленцев. Правда, профессорам еще нужно научиться пользоваться этими программами, а программистам — приспособить их под наши нужды.

Примером для школ может стать интернет-энциклопедия Wikipedia: ее читатели сами пишут и редактируют статьи. Такую модель применяет компания CoachingOurselves, которая помогает управленцам учиться на их же опыте. Скажем, о том, что нравится клиентам, лучше знают сотрудники, которые их обслуживают. Поэтому CoachingOurselves собирает вместе людей с самым разным опытом общения с потребителями. Им задают провокационные вопросы, устраивают мозговые штурмы. Полученная информация ложится в основу теоретического курса. Руководители SAP и Sasken отметили, что благодаря такой программе менеджеры стали лучше решать проблемы, чаще проявлять инициативу и творчески подходить к работе. Их опыт и идеи, в свою очередь, дают материал для курсов CoachingOurselves. Менеджеры не только самосовершен­ствуются, но вносят вклад в общую копилку знаний. Фактически это рождение Web 2.0-версии бизнес-школ. Назовем их wiki-школами. Если «прямое» обучение — новое понимание бизнес-образования, то wiki — его новая модель. И «банк знаний» в таких бизнес-школах будет формироваться гораздо ­быстрее, чем сейчас.