Защитите свой фирменный стиль от копирования | Большие Идеи

・ Маркетинговая стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Защитите свой фирменный стиль
от копирования

Авторы: Джелб Бетси , Кришнамурти Парта

Защитите свой фирменный стиль от копирования

читайте также

Аватары идут в магазин

Хемп Пол

Вы увольняли в 2020 году. Что делать теперь?

Джон Уосс,  Джонатан Бернс

Почему сотрудники ничего не предлагают

Вудмэн Ричард,  Юань Фэйжун

Как уберечь капитализм от самого себя

Генри Минцберг

Многие американские компании уверены, что если они первыми используют в своих продуктах некое дизайнерское решение — не важно, зарегистрировано оно как торговая марка или нет, — оно будет непременно ассоциироваться с их брэндом. Это заблуждение, и довольно опасное. Компаниям нужно активно работать над тем, чтобы у потребителей внешний вид и тактильное ощущение от продукта связались с их брэндом. А для этого нужно провести целевое исследование этих самых дизайнерских решений и потом потратить немалые деньги на то, чтобы добиться своего — вбить в головы людям нужные компании ассоциации.

Дизайнерское решение — то, что в совокупности на юридическом языке называется фирменным стилем, — это любая нефункциональная характеристика внешнего вида продукта или его упаковки: от розового цвета всех утеплителей фирмы Owens Corning до черно-белых, выкрашенных под коровью кожу коробок для компьютеров Gateway. Многие компании не знают реального «веса» своего фирменного стиля, а потому, не понимая, сколько денег нужно выделять на его защиту от копирования, действуют обычно вслепую. При этом фирмы, особенно малые и средние, часто не регистрируют дизайнерские решения как товарную марку — им не хочется нести лишние расходы и заниматься весьма непростым оформлением своих прав. Обычно им кажется, что вряд ли кто-нибудь будет копировать их идеи, а в крайнем случае они подадут на имитаторов в суд, ведь именно они первыми придумали или использовали то или иное дизайнерское решение.

Однако юридически многое изменилось после 2000 года. Тогда Верховный суд США постановил: раз у Samara Brothers (производитель детской одежды из Нью-Джерси) нет объективных доказательств того, что дизайн ее одежды ассоциируется у потребителей с одним-единственным брэндом, то Wal-Mart может спокойно продавать товары, очень похожие на товары Samara. Теперь дизайнерское решение считается защищенным от копирования, только если потребители воспринимают его как атрибут конкретного брэнда. А такая связь устанавливается средствами маркетинга.

К счастью, не так сложно получить данные, чтобы грамотно обороняться от имитаторов. С помощью простого эксперимента легко выяснить, у какой доли потребителей конкретное дизайнерское решение ассоциируется с брэндом компании, настолько ли он нравится людям, что стоит «вдалбливать» эту ассоциацию им в головы.

Допустим, производитель ковбойских сапог с декоративной строчкой (строчка — его дизайнерское решение) нанял внешних специалистов, чтобы они провели исследование существующих и потенциальных покупателей в пяти крупных моллах, находящихся далеко друг от друга и от собственных магазинов компании. Исследователи показывают одной половине покупателей сапоги со строчкой (но без торгового знака компании), а другой — такие же сапоги, но без строчки. Затем они спрашивают у покупателей из обеих групп, сколько бы они отдали за сапоги: стоимость фирменной строчки определится как разница в цене за каждую пару. Наконец, они просят покупателей назвать марку сапог. Обычно мало кто ее знает, что часто оказывается неожиданностью для производителя.

Предположим, выяснилось, что строчка увеличивает цену сапог на $40, но в группе, которой предлагали сапоги с вышивкой, знавших брэнд было лишь на 5—10% больше, чем во второй. Значит, производителю своими рекламными кампаниями нужно так воздействовать на по­требителей, чтобы в их восприятии укрепилась связь между брэндом и дизайнерским решением. Возможно, для этого придется втрое уве­личить расходы на маркетинг, но это затруднит жизнь имитаторам и повысит шансы производителя на успех в случае судебного разбирательства. Если 20-процентная разница в цене достигается только за счет дизайнерского решения, значит, у вас есть законное основание подать в суд на имитаторов.

Данные подобных исследований все чаще используются в судебных процессах. Однако компаниям нужно собирать их, даже когда никто вроде бы и не намеревается воровать ее идеи, поскольку внеш­ний облик товара становится все более ценным активом компаний. О повышении значимости брэнда говорит, в частности, то, что в мае 2008 года Adidas отсудила у Payless Shoes $305 млн за копирование ее кроссовок (американский сетевой ритейлер дешевой обуви Payless организовал производство имитации обуви Adidas в Китае — только вместо трех полосочек на логотипе подделки их было две или четыре). Это самая крупная сумма, когда-либо полученная за незаконную эксплуатацию чужого фирменного стиля. Чтобы грамотно обращаться с такими активами, как внешний вид продукта, нужно хорошо понимать, какова их реальная ценность. В этой ситуации действовать по принципу «меньше знаешь — крепче спишь» очень даже опасно. Парта Кришнамерфи