Экономический спад и конец сверхпотребления | Большие Идеи

・ Маркетинговая стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Экономический спад и
конец сверхпотребления

В мире растет число потребителей, которые чувствуют, что тонут в груде вещей, которые накупили. Их отвращение к потреблению заметно скажется на показателях спроса и добавит головной боли маркетологам.

Автор: Джон Куэлч

читайте также

Проблема трех букв: почему CEO не должен исполнять задачи

Людо Ван дер Хайден

Обустраивайте паузы

Глеб Архангельский

Как боты захватили Twitter

Александра Сэмюэль

Почему справедливый босс часто проигрывает

Адам Галински,  Вайзенфельд Батя,  Ротман Наоми

Опубликовано 21.11.2008

Коллеги, разрешите представить вам госпожу Попрощину. В 2008 году вам не избежать близкого знакомства. Ей за 40, и она вдруг почувствовала, что тонет в груде вещей, которые накупила. И ей все чаще кажется, что финансовый кризис свалился на нас по заслугам. Роскошные покупки, показной достаток и потребление сверх меры быстро выходят из моды. Наступает время нового потребителя, который будет тратить деньги на сравнительно недолговечные и неброские вещи: на мимолетные, но драгоценные впечатления, а не на барахло для дома.

В пору экономического бума 1990-х потребление вознеслось на невиданную высоту. Еще никогда столь многим людям не открывался доступ к такому разнообразию товаров, когда-то роскошных, а ныне — «обязательных к приобретению». Миллионы бросились играть в лотереи — надо же было как-то обзавестись всем тем, что они видели в передачах о богатых и знаменитых. Чем обеспеченнее вы становились, тем сильнее на вас давили со всех сторон, чтобы вы покупали все более дорогие товары. Стоило вырасти вашим запросам — а вам уже предлагали перейти на новый этап и покупать еще больше: второй дом, плазменный телевизор или спортивную машину последней модели. Успех стал измеряться сотнями квадратных метров вашей жилплощади. Вне конкуренции можно считать дворец площадью в 3700 кв. м и стоимостью $50 млн, выстроенный Биллом Гейтсом неподалеку от Сиэтла. Среди новых домов, построенных в 2006 году, 35% имели площадь свыше 220 кв. м, в то время как в 1986 г. — только 18%. Ирония в том, что пока росло число этих особняков, многие из которых покупали бизнесмены и менеджеры средних лет, сокращалась средняя площадь дома в США.

Ясное дело, все эти виллы нужно было как следует обставить: какой подарок для производителей мебели и товаров для дома! Выиграла даже пищевая промышленность, ведь чем больше дом, тем вместительнее в нем холодильник. Прибавьте к этому низкие показатели рождаемости в развитых странах, отравляющие жизнь производителям товаров длительного пользования: они уже охватили всех потребителей, а новым взяться неоткуда. К тому же они годами боролись за качество продукции и сделали ее более долговечной. Оставалось только два способа, чтобы поддерживать продажи. Первый — постоянно соблазнять потребителя новой продукцией, более «продвинутой», дорогой и адаптированной под его нужды, чтобы заставить его отказаться от уже купленного товара задолго до того, как тот придет в негодность (пример — мобильные телефоны). Второй — продвигать на рынок «домашние» версии товаров, которыми прежде пользовались только в офисах, например, факсы и принтеры.

Но наступил экономический спад, и среди ваших потребителей будет быстро расти доля тех самых Попрощиных. Вот их отличительные особенности. 1. Эти люди осознали, что у них гораздо больше вещей, чем им требуется. Конечно, они могут собирать что-нибудь для души, вроде фарфоровых статуэток. Но им ненавистны все эти барахольщики, которые норовят забить их чердаки и кладовки своими изделиями из серии «черт-знает-зачем-я-это-купил». 2. Им нужно больше впечатлений и переживаний, а не вещей. И они чаще стараются дарить своим знакомым и близким именно эмоции, а не предметы. На первый взгляд, впечатления — штука эфемерная. Их не поставить на полочку, за исключением «моментов жизни, которые вам дарит Kodak». Но в отличие от вещей они вас не связывают, и им не нужны особые условия хранения, зато они способны быстро утолить вашу жажду разнообразия. Так что рестораны, туроператоры, спортивные и развлекательные заведения вполне могут рассчитывать на лучшее будущее, чем им предсказывают в связи с кризисом. 3. Их стесняет избыток вещей. Они не пытаются создать впечатление о себе как обеспеченных интеллектуалах, разъезжая на «рейндж-ровере». Им надоели те, кто с помощью внедорожников демонстрирует свой статус, да еще и не думает об окружающей среде, покупая такую прожорливую машину. 4. Эти люди живут безбедно, но не пытаются всем это доказать. Они сдают в аренду свои машины, снимают загородные дома и т.д. — их образ жизни не страдает от такого «аутсорсинга». И они очень устойчивы к бесконечным рекламным призывам накупить побольше всякой собственности. Куда охотнее они тратят деньги на образование, здоровье и другие нематериальные блага. Уже сейчас продавцам приходится иметь дело с клиентами, которые сдают свои спортивные машины в счет покупки более скромного автомобиля. В их числе много людей, чьи дети давно выросли и разъехались, так что им надоело тратить кучу денег на отопление своих полупустых особняков. Им скорее по душе небольшие и изящные коттеджи, куда более уютные и менее обременительные для кошелька. У их детей своя жизнь, им не всегда удается приехать в родительский дом даже на праздники, а зачастую он им безразличен и как наследство — все равно они не собираются в нем жить. К тому же с развитием цифровых технологий людям стало намного проще избавиться от накопленного хлама. На смену гаражным распродажам пришли интернет-аукционы, которые сводят Попрощиных с теми, кто еще живет по старым порядкам.

Потребителей—Попрощиных становится все больше, и маркетологам нужно учиться с ними работать. Вам предстоит иметь дело с обеспеченными людьми, ценящими качество больше, чем количество, чьи траты не увеличиваются пропорционально росту их благосостояния. В них растет отвращение к потреблению, и это заметно скажется на показателях спроса в государствах с развитой экономикой и затормозит их восстановление после спада. Так что советую международным корпорациям, производящим потребительские товары, сконцентрироваться на развивающихся странах: здесь вещизм все еще живет и побеждает.

Материал основан на статье Джона Куэлча «Too Much Stuff», подготовленной для журнала Economist