Почему одни развивающиеся страны успешнее других | Большие Идеи

・ Экономика
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Почему одни развивающиеся страны
успешнее других

Еще один аргумент в пользу конкуренции

Авторы: Ану Мадгавкар , Джеймс Маньика , Джонатан Ветцель

Почему одни развивающиеся страны успешнее других
Фото: MAX MUMBY/INDIGO/GETTY IMAGES

читайте также

Харизма как навык

Антонакис Джон,  Лихти Сью,  Фенли Марика

«Чуть-чуть диктатор»: зачем основателю стартапа совмещать разные стили руководства

Маркус Баер,  Стивен Грей,  Эндрю Найт

Шесть методов реорганизации бизнеса после пандемии

Дэн Шварц,  Майкл Мэнкинс,  Эрик Гартон

Как принимать трудные решения

Джозеф Бадаракко

Многие годы специалисты по экономике развивающихся стран ломали голову над загадкой, почему одни страны показывают лучшие долгосрочные результаты, чем другие. Именно этому вопросу мы посвятили свое последнее исследование, в ходе которого обнаружили один важный фактор, ускользнувший от внимания других: в странах с наиболее активно развивающейся экономикой крайне высок дух конкуренции. Именно это обстоятельство породило новое поколение производительных и боеспособных компаний, стремящихся одержать победу на мировом уровне.

Это открытие может показаться нелогичным. Разве многие страны с развивающейся рыночной экономикой не стремятся поддержать и защитить национальных лидеров от конкуренции? Согласно нашему исследованию, краткий ответ на этот вопрос — «нет». На самом деле, в некоторых аспектах наиболее успешные компании развивающихся стран более конкурентоспособны, чем предприятия стран с развитой экономикой, включая США и Великобританию.

В рамках исследования мы изучили 71 страну с развивающейся экономикой и выделили 18 из них, которые сумели добиться быстрого и устойчивого роста ВВП за последние 20-50 лет. В списке оказались как ожидаемые кандидаты из Азии — Китай, Южная Корея и Сингапур — так и менее очевидные игроки вроде Эфиопии и Вьетнама.

Внимательно изучив данные, мы обнаружили, что в отобранных нами странах с лучшими показателями в два раза больше крупных компаний с доходом свыше $500 млн, чем у других стран, которые мы исследовали. Наличие большего количества крупных компаний означает, что доходы в стране распределяются более равномерно, чем в странах с меньшим количеством национальных гигантов — однако и внутренняя конкуренция там может быть выше. Действительно, в условиях быстро и успешно развивающейся экономики компаниям становится все сложнее добраться до вершины и закрепиться на ней. Более половины предприятий, достигших вершин рейтинга по прибыльности в период с 2001 по 2005 гг., покинули верхние позиции рейтинга спустя всего десять лет, в 2010-15 гг. Для сравнения в то же десятилетие 62% игроков в странах с развитой экономикой сумели сохранить свои позиции. В США этот показатель составил 68%, а в Великобритании — 76%.

Опрос компаний из семи стран мира также преподнес нам несколько сюрпризов. Самые успешные компании из развивающихся стран внедряют инновации гораздо активнее конкурентов из развитых экономик: 56% их дохода приходится на новые продукты и услуги, в то время как в странах с развитой экономикой этот показатель составляет 48%. Также эти компании инвестируют почти в два раза больше компаний из развитых стран (этот показатель измеряется как отношение капитальных затрат к амортизации). И инвестируют они быстрее конкурентов: в среднем компании из развивающихся стран принимают важные инвестиционные решения на шесть-восемь недель раньше, то есть они тратят на этот процесс на 30-40% меньше времени.

Более того, когда дело доходит до любимого показателя биржевых аналитиков и инвесторов — общего дохода акционеров на вложенный капитал — компании развивающихся рынков также показывают лучшие результаты. В период с 2014 по 2016 гг. верхний квартиль компаний из наиболее активно развивающихся экономик обеспечил акционерам совокупный доход в 23% (это усредненное значение), в то время как верхний квартиль компаний из стран с развитой экономикой смог обеспечить лишь 15% дохода.

Превосходство компаний из развивающихся стран особенно явно проявляется в различных рейтингах вроде Fortune Global 500. С 2000 года в этом списке оказались более 160 таких игроков. В 2016 году компании развивающихся рынков генерировали около 25% от общего объема выручки и чистой прибыли глобальных корпораций. Однако с 2005 по 2016 гг. они обеспечили 40-процентный рост выручки и чистой прибыли всех крупных публичных компаний.

Извлечь пользу и усвоить уроки могут и развивающиеся экономики мира, и все остальные. Поощрение внутренней конкуренции приносит плоды не только выжившим в борьбе, но всей экономике в целом. Благодаря инвестициям и развитию сети поставщиков крупные успешные компании в странах с активно развивающейся экономикой выступают катализатором перемен. Большинство этих поставщиков — представители малого и среднего бизнеса. Конечно, они производят меньше, чем крупные компании, и тем не менее именно предприятия малого и среднего бизнеса играют ключевую роль в трудоустройстве населения. Вводя их в свою экосистему, крупные компании помогают внедрять передовые управленческие и производственные методики, а также быстрее осваивать новые технологии.

И хотя наше исследование показало, что компании процветают во многом за счет инноваций, мы должны отметить, что политика играет не менее важную роль. В активно развивающихся странах политики определяют направления развития вместе с представителями частного сектора. К тому же они постоянно совершенствуют законодательство и стараются выявлять барьеры, которые мешают росту бизнеса. Да, некоторые правительства действительно оказывают финансовую и иную поддержку молодым компаниям, чтобы помочь им вырасти. Например, так поступали в Южной Корее и Сингапуре. Однако там, где эти программы были реализованы с наибольшим успехом, их отличали два аспекта: они были ограничены по времени и имели четкую целевую аудиторию. Более глобальная цель состояла в том, чтобы сделать эти компании и экономику в целом конкурентоспособнее.

Мы обнаружили эту зависимость, когда рассматривали показатели производительности этих стран. Мы тщательно изучили общий экономический рост с 1965 по 2012 гг. в 35 секторах, включая 15 производственных сфер и 20 сфер обслуживания. В большинстве случаев долгосрочный успех был обусловлен бурным ростом производительности в отдельных секторах, а не увеличением показателей «в среднем по больнице». Другими словами, чтобы добиться успеха, важно не столько найти правильное сочетание секторов экономики, сколько определить источники конкурентных преимуществ — и постоянно повышать в них производительность.

Это открытие — еще один аргумент в пользу того, что конкуренция играет огромную роль и что процветают те, кто это понимает.

Об авторах

Джонатан Ветцель — директор McKinsey Global Institute.

Ану Мадгавкар — партнер McKinsey Global Institute.

Джеймс Маньика — директор McKinsey Global Institute в Сан-Франциско.