Почему одни развивающиеся страны успешнее других | Harvard Business Review Russia
Экономика

Почему одни развивающиеся страны успешнее других

Ану Мадгавкар , Джеймс Маньика , Джонатан Ветцель
Почему одни развивающиеся страны успешнее других
Фото: MAX MUMBY/INDIGO/GETTY IMAGES

Многие годы специалисты по экономике развивающихся стран ломали голову над загадкой, почему одни страны показывают лучшие долгосрочные результаты, чем другие. Именно этому вопросу мы посвятили свое последнее исследование, в ходе которого обнаружили один важный фактор, ускользнувший от внимания других: в странах с наиболее активно развивающейся экономикой крайне высок дух конкуренции. Именно это обстоятельство породило новое поколение производительных и боеспособных компаний, стремящихся одержать победу на мировом уровне.

Это открытие может показаться нелогичным. Разве многие страны с развивающейся рыночной экономикой не стремятся поддержать и защитить национальных лидеров от конкуренции? Согласно нашему исследованию, краткий ответ на этот вопрос — «нет». На самом деле, в некоторых аспектах наиболее успешные компании развивающихся стран более конкурентоспособны, чем предприятия стран с развитой экономикой, включая США и Великобританию.

В рамках исследования мы изучили 71 страну с развивающейся экономикой и выделили 18 из них, которые сумели добиться быстрого и устойчивого роста ВВП за последние 20-50 лет. В списке оказались как ожидаемые кандидаты из Азии — Китай, Южная Корея и Сингапур — так и менее очевидные игроки вроде Эфиопии и Вьетнама.

Внимательно изучив данные, мы обнаружили, что в отобранных нами странах с лучшими показателями в два раза больше крупных компаний с доходом свыше $500 млн, чем у других стран, которые мы исследовали. Наличие большего количества крупных компаний означает, что доходы в стране распределяются более равномерно, чем в странах с меньшим количеством национальных гигантов — однако и внутренняя конкуренция там может быть выше. Действительно, в условиях быстро и успешно развивающейся экономики компаниям становится все сложнее добраться до вершины и закрепиться на ней. Более половины предприятий, достигших вершин рейтинга по прибыльности в период с 2001 по 2005 гг., покинули верхние позиции рейтинга спустя всего десять лет, в 2010-15 гг. Для сравнения в то же десятилетие 62% игроков в странах с развитой экономикой сумели сохранить свои позиции. В США этот показатель составил 68%, а в Великобритании — 76%.

Полная версия статьи доступна подписчикам
Вы уже подписаны?
Тогда авторизуйтесь
советуем прочитать
Реформы по правилам
Джон Коттер,  Стребел Пол,  Майлз Роберт